Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

ЮБИЛЕЙ "ЗОЛОТОГО ВЕКА"

Нынешний год оказался очень богатым на юбилеи и памятные даты. Посудите сами: сентябрь был памятен юбилеем графа Толстого, в ноябре литературная Москва вспоминала И.С. Аксакова и И.С. Тургенева, и вот, наконец, декабрь приготовил нам еще одну дату - 200 лет со дня рождения поэта, мыслителя, дипломата Федора Ивановича Тютчева.

В рамках предстоящего юбилея в Москве девятнадцатого-двадцатого ноября проходила научно-практическая конференция, на которой собрались тютчеведы, преподаватели, библиотекари, общественные деятели и просто большие любители творчества прекрасного русского поэта. Так же девятнадцатого ноября в Государственном Выставочном зале "Беляево", расположенном на территории Юго-Западного округа Москвы, открылась выставка документов и фотографий архивного фонда. Многие документы, представленные на выставке, явились открытием даже для людей, многие годы занимающихся изучением биографии Тютчева.

Хочу отметить, что проводимая конференция была подготовлена и проведена чрезвычайно интересно, что называется, с душой. Каждый пришедший чувствовал себя здесь как старый знакомый, хороший друг. А может, так и было на самом деле. Ведь собравшихся людей объединяла не только памятная дата, главное, что интересовало гостей и участников - не станет ли очередной юбилей очередной галочкой, и не случится ли так, что шестого декабря (на другой день после празднования) томики со стихами одного из самых больших поэтов русской литературы отправятся на дальние полки библиотек и книгохранилищ.

Открывшая конференция - результат большого труда, проделанного теми, кому дорого имя поэта. Это, в первую очередь правнук Тютчева - Пигарев Кирилл Васильевич, несмотря на свой почтенный возраст, сумевший прийти, чтобы приветствовать конференцию и быть ее участником. Всем присутствующим был представлен фильм, снятый кинематографистами Брянска, довольно подробно рассказывающий о биографических данных Федора Ивановича и его семьи. Фильм начался с иллюстраций о древнейшем брянском селе - Овстуге, явившемся родовым гнездом Тютчевых. Поэт провел здесь первые годы своей жизни, и все самые светлые, добрые впечатления, сопровождавшие Федора Ивановича на жизненном пути, неразрывно связаны с русской глубинкой. Отсюда семья Тютчевых уехала в 1819 году и сюда же, влекомый печальными событиями, вернулся поэт через двадцать лет. Не этим ли местам посвятил Федор Иванович строки, навеки прославившие землю, родившую его:

"Эти бедные селенья,
Эта скудная природа - 
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!..."

Недаром Брянская область считает поэта своим земляком, чтит и бережно хранит память о нем, старается как можно больше рассказать о поэте, привлечь любителей русской поэзии на свою землю. Обо всем этом очень эмоционально, с большой любовью рассказывала Сомова Н.А. - заместитель главы администрации Брянской области, приехавшая в составе делегации, чтобы принять участие в праздновании юбилея своего земляка. Она-то и вспомнила, как проводился первый фестиваль поэзии, который сейчас стал уже доброй традицией. Было это в 1961 году на родной земле семьи Тютчевых. В то время такие праздники можно было сравнить разве что с полетом в космос - так странно и неожиданно все случилось. Множество гостей, внезапно собравшихся на деревенских улицах, незнакомые строки стихов. Зато после окончания фестиваля все спрашивали: "А еще поэзия будет? Приедет ли еще поэзия? Уж больно красиво было, празднично..."

И вот уже в сорок второй раз нынешним летом удалось встретиться на брянщине тем, кому дорого имя поэта. Среди собравшихся было и очень много гостей из Германии, ведь именно на баварской земле Тютчев провел не один год своей жизни. Там, в Мюнхене молодой повеса встретил и свою первую любовь, о которой нам остались прекрасные строки:

Твой милый взор, невинный страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих 
Не мог - увы! - умилостивить их -
Он служит им укорою безмолвной. 

И вот, спустя двести лет, Посольство земли Бавария почтило великого поэта, поклонившись его родовым корням, в знак уважения тому, чье имя известно не только русской, но и немецкой, да и всей мировой интеллигенции. Ко дню рождения большого поэта немецкий бизнесмен, господин Кнауф, преподнес землякам Тютчева, Брянской области, да и всей России прекрасный подарок - восстановил величественный храм в селе Овстуге, тем самым завершив реконструкцию ансамбля барской усадьбы семьи Тютчевых.
И все же, говоря о Тютчеве, мы, прежде всего, говорим о нем, как о москвиче. "Я москвич..." - писал о себе сам Федор Иванович в одном из писем, хотя родился и вырос в Орловской губернии. Но именно Москва сыграла важнейшую роль в становлении личности поэта, именно Москву считал он своим домом, был привязан к ней, душа рвалась к ней, не давая спокойно жить и работать за границей. В Москве закладывались основы мировоззрения поэта, началось освоение обширного наследия отечественной, античной и европейской культуры. В Москве он учится на словесном отделении Университета, известного своими свободолюбивыми взглядами.

Москва середины ХIХ века - город расцвета литературной деятельности многих известных писателей и поэтов, с которыми у Федора Ивановича сложились дружеские отношения и которые высоко ценили творчество поэта. Многие произведения его впервые были опубликованы в московских журналах. "Москва - лучшее, что есть в России. Должно быть, в этой местности заключается нечто родственное моей природе", - говорил поэт.
Если верно, что все мы вышли из детства, то такое трепетное отношение к Москве, вероятно, связано у Тютчева, прежде всего с домом, в котором семья Тютчевых поселилась, переехав из Брянска. Это дом в Армянском переулке. Здесь бывали такие знаменитые люди своего времени, как Тургенев, Жуковский, Новиков. Все они вместе и каждый в отдельности оказали немалое влияние на молодого человека, на становление его характера, его убеждений. 

Сегодня дом в Армянском переулке принадлежит Российскому детскому фонду. И ведь это тоже очень символично. Кому же, как не детям, нашему будущему поколению, владеть великим наследием прошлого? Как раз об этом говорил на Конференции Председатель Российского детского фонда - Альберт Александрович Лиханов. В своем выступлении Лиханов поведал, как Фонд в 1987 году получил в пользование дом-руины, от которого, пожалуй, сохранились только стены. Узнав, что же это за дом, кому он принадлежал, чей дух впитал в себя, работники Фонда решили восстановить его первоначальный облик. По крупицам день за днем несколько лет дом восстанавливали по сохранившимся фотографиям, ремонтировали, пока, наконец, не появилось первозданное творение - бывшие Палаты Милославского, ставшее затем имением И.С. Гагарина, а позже домом семьи Тютчевых. 

Конечно, Москва - это еще не вся Россия. Но, может быть, из Москвы виднее, чем откуда-то из глубинки, и понятнее, что наследие, которое досталось нам от предков, поистине не имеет цены. Это золотой фонд, доставшийся нам по наследству, и наш сегодняшний долг - сохранить его и суметь передать тем, кто придет после нас.

Тютчевскую лирику хотя и называют часто лирикой природы, но не связывают с какими-то отдельными пейзажами. В любом стихотворении о природе - будь то вешние воды, заколдованный лес, майская гроза, - в маленькой картине чувствуется связь с целым миром, с космическим пространством, нас окружающим:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар 
Волна морская поглотила...

Можно только поблагодарить Министерство образования за мудрое решение в отношении лирики Тютчева. Хотя, кто может решать и решить за каждого ребенка, человека, какую литературу, каких писателей, поэтов считать хорошими и главными, нужными, а каких поставить во второй и третий ряд. Отлично, что прошли все же времена полного "указательства и соглашательства".

В выступлениях, прозвучавших на Конференции, не один раз говорилось, что Тютчев, как никогда, актуален сегодня. Его публицистика, его лирика близка и понятна многим людям. Именно поэтому Тютчев - наиболее любимый и цитируемый сегодня поэт. Строки его стихов, несмотря на кажущуюся обобщенность и отстраненность, на самом деле очень просты и близки совершенно разным и не похожим друг на друга людям. 

Тютчев, как ни один другой поэт, использует необыкновенное количество эпитетов. Его эпитет - это не просто красивый оборот, но это соединение разрозненных явлений и предметов. Благодаря эпитету, поэту стало подвластно все - и описание природы, и выражение самых нежных человеческих чувств. 

И о необыкновенном метафорическом и мифологическом даре поэта шла речь на Конференции. Выступавший профессор Института русского языка им. А.С. Пушкина - Телегин С.М. представил тему о созданном Тютчевым собственном мифологическом образе. В этом образе соединилось два начала - астральное (космическое) и мифологическое, которое восходит, конечно, к дошедшим до нас произведениям Древней Греции и Рима. Это подтверждается таким частым использованием имен древних богов:

(...) Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Тютчевская лирика необыкновенно символична. И этот символизм находит свое отражение во всем, что связано с именем поэта. 

Когда-то критика считала, что со смертью Пушкина и Тютчева закончился "золотой век" русской литературы. Но сейчас, когда мы на рубеже веков отметили двухсотлетие Пушкина и подошли к следующему юбилею - двухсотлетию Тютчева, очень хочется верить, что не закончился, не закатился свет русской литературы. 
Пушкинский юбилей передал эстафету юбилею второго по величине русского поэта - Тютчева. Наступающий, две тысячи четвертый год, принимает эстафету, готовя юбилей Глинки. И так, переходя от одной даты к другой, перелистывая страницы большой книги под названием "Россия", давайте будем говорить о возрождающемся "Золотом веке" русской литературы, культуры, истории. 

Это и есть самый лучший символ, оставленный нам поэтом.

Татьяна ЧАГИНА

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru