В ЗАЛЕ ОЖИДАНИЯ |
|||||
В ЗАЛЕ ОЖИДАНИЯ Сергей СОКОЛОВСКИЙ. "На вокзале вечности". - М., "Голос-пресс", 2003. Книга Сергея Соколовского "На вокзале вечности" даёт весьма полное представление об этом поэте. Его стихи написаны словно на одном дыхании. Иногда кажется, что Соколовский пишет не совсем всерьёз, с моцартианской лёгкостью, но за этим стоит большая внутренняя работа. Поэт осмысливает жизнь спокойно, не суетится, не боится показаться чересчур наивным: овь немало В книге вообще много стихов о любви. К этому возвышенному чувству поэт приходит с быта, с тёмных страстей: Мне с тобою встретиться несложно, Эти плотные поэтические мазки иногда как будто растворяются, становятся удивительно прозрачными: Из теплоты весенних первых гроз Всё творчество Сергея Соколовского заставляет задуматься об одном: что такое поэзия и каков подлинный путь поэта? Должен ли поэт тщательно работать над каждой строчкой или должен вдохновенно петь, не замечая детали. Каждый отвечает для себя на этот вопрос по-разному. Соколовский - приверженец второго пути. Вся его напряжённая стихотворная работа всё же проходит мимо деталей, поэта интересует образ в целом, он живёт лишь длиной поэтического вздоха. Это приводит к тому, что многие стихотворения Соколовского получаются безыскусно простыми: Раскрываю пошире окно, Некоторую неявную банальность этих строк оправдывает чуть усложнённый ритм в сочетании с силой скорбного чувства, с трагическим смыслом сказанного. Можно ли сказать о поэте Сергее Соколовском, что победителей не судят и что выбранная им поэтическая дорога единственно верная? Хотелось бы сказать, но, увы, поэзия - не война. В ней побеждает только время. Время, которое всякий поэт силится запечатлеть и остановить. Именно об этом написано стихотворение "На вокзале вечности". Это, пожалуй, одно их самых запоминающихся стихотворений в сборнике. Чувствовал, вероятно, это и сам поэт, иначе не назвал бы по нему всю книгу. Это стихотворение есть смысл процитировать целиком: По твоей беспечности Если рассматривать это стихотворение с точки зрения деталей, то быстро заметишь, что всё оно состоит из смысловых неправильностей. Это бросается в глаза сразу. Как, к примеру, связано состояние растерянности с тем, что кому-то не дали взаймы? Конечно, никак. Да и вечность и с беспечностью рифмовали сотни раз. Однако же некий внутренний подтекст этого четверостишья позволяет ему играть роль поэтического зачина, так необходимого для освоения стихотворного пространства. Второе четверостишье позволяет читателю не утратить интерес в прослеживании поэтической мысли. Достаточно обычные первые две строки сменяются очень сильным образом в третьей и четвёртой. Образ этот открыто метафоричен. Метафора такой наполненности встречается в тексте впервые, и сразу же появляется опасность слишком тяжёлого в смысловом понимании пассажа. Возникает соблазн закончить стихотворение. Но поэт интуитивно знает, что пространство ещё не заполнено, что, закончи стихотворение сейчас, останется серьёзная недоговорённость и формальная пустота. И он начинает следующее четверостишье вроде бы с несуразицы, рекомендуя кому-то не хранить квитанции. Квитанции по смыслу должен хранить тот, кто денег дал, однако, из предыдущих лирических откровений следует, что денег поэту как раз никто не даёт. Возможно, это обращение к воображаемой любимой? Значит, она всё-таки дала в долг лирическому герою? В общем, смысл запутывается весьма основательно. Но автор на это не обращает внимания, согласно своему декларируемому равнодушию к точности деталей. Ему важнее следующие две строки, в которых содержится ключевой образ всего поэтического текста. Поэт заранее соглашается на невозможность победы в борьбе со временем, но оставляет себе право на ничью. Четвертое четверостишье несколько снижает эмоциональный накал, но при этом выполняет роль последнего формального штриха. Вот такое стихотворение. Кому-то оно придётся по вкусу, кому-то не понравится совсем. Мы не будем вспоминать известные и далеко не лучшие строки Ахматовой о том, из чего растут стихи. Строки эти как раз неправильные, что бы Анна Андреевна ни имела в виду. Из сора ничего, кроме сора не получится. Кстати, в двадцатом веке таких отрицательных примеров немало собственно в творчестве "учеников" самой Ахматовой. Стихи Соколовского растут не из сора, но из простых слов. Он подбирает их из обычных лексических пластов и пытается создать некое художественное целое. Я считаю, что у Соколовского что-то получается на этом не самом лёгком пути. Но читатели, как говорится, разберутся сами. Пишу это не из обычной для рецензента сдержанности, а из-за того, что творческий метод Соколовского действительно может быть признан как удачным, так и не очень. В начале рецензии я обозначил, что книга объёмная и даёт полное представление о творчестве. Есть в этом и другой аспект: полное представление о творчестве не может быть хорошим. По настоящему трогают сердце лишь некоторые строки. Отрадно, что такие строки у Соколовского есть. Вот, к примеру: Мягкую постель. Пожелаем Сергею Соколовскому творческих удач. Он в хорошей поэтической форме и, надеюсь, ещё порадует нас новыми стихами. |
121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1, Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05, literator@cityline.ru |