Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

РУССКИЙ СМЫСЛ

РУССКИЙ СМЫСЛ

Иван СМОЛЕНСКИЙ. 

"О Родине, любви и благородстве". - Орёл, "Вешние воды", 2003.


Как поэт Альберт Петрович Иванов взял псевдоним Иван Смоленский. Псевдонимы в русской литературе - не новость. Кто-то пытается скрыть странное неблагозвучие фамилии, кто-то придать большую поэтическую фонетичность, кто-то просто скрыть себя настоящего. Всё это не подходит для Альберта Иванова. В псевдониме, им выбранном, добавляется какое-то новое значение, глубоко русское и символическое. Великое имя Иван, великий город Смоленск, - всё это, соединясь, создаёт некий полюс поэтического притяжения, открывает русский сакральный смысл. Автор не скрывается за псевдонимом (в предисловии к книге псевдоним раскрывается), а лишь персонифицируют себя с русской судьбой, пытается таким образом доказать, что стихи создаются не только отдельной личностью, но и всем национальным духом, которой живёт в каждом русском.

Книга стихотворений Ивана Смоленского названа "О Родине, любви и благородстве". И она действительно об этом.

Можно сколько угодно абстрактно рассуждать о поэтических красотах, о сложных метафорах, не тривиальных образах. Можно пламенно укорять отдельного автора за отсутствие их. Но в данном случае такой разговор будет едва ли уместен. Иван Смоленский работает в традиции прямого стиля русской поэзии, берущей своё начало от Некрасова и продолжающейся в лучших произведениях советских поэтов. Возьмём для примера начало стихотворения "Судьба Отечества".


Гордиться вправе мы своей судьбой,
Насыщенной огромными делами,
В ней мужество 
и русский дух святой
Ковали нам победу над врагами.


Казалось бы, ничего нового не сказано. Однако сказано ровно то, что нужно.


Гражданская лирика в сборнике занимает весомое место. Это простые слова патриота о своей Родине. Пусть где-то проскользнёт неумелая рифма или слова в строке сцепятся не очень плотно. Не будем к поэту слишком строги, ведь искренность и неподдельность чувств в поэзии являются главными. А этими качествами Иван Смоленский обладает в должной мере и как поэт и как человек.
Есть в книге Ивана Смоленского место и для так называемой "тихой лирики". Здесь поэт выступает скорее как философ, наблюдающий за житейскими страстями и перипетиями с высоты опыта и прожитых лет:

Но вскоре, став во всём главою,
Хозяйкой укрепившейся семьи,
Иная женщина становится другою,
Вдруг позабыв про нежности свои.


Не вполне поэтическое, но очень метко замечание, не правда ли?
Очень интересно построено стихотворение "О встречах", одно из самых удачных в сборнике. Начинаются оно почти северянинским пассажем:
Однажды прочёл я у Блока
Про встречи четыре строки.


Далее автор сквозь призму откровений классика делится с читателями своими ощущениями. Чувства эти совсем не блоковские. Автор пытается передать в стихах этику и эстетику ныне отвергаемого, и поэтому ещё более благословенного красного советского прошлого. Здесь от Блока лестница спускается к знаменитым строкам Степана Щипачёва (Любовь - не вздохи на скамейке), ныне изрядно высмеянным, но в своё время очень популярным. Иван Смоленский декларирует чистоту человеческих отношений. Пусть это и не шекспировские страсти. Страсти здесь другие:


Хочу, чтоб от каждых свиданий
К нам шло откровение чувств:
В любви - 
так сердечность признаний,
А в дружбе - так правда из уст.


Концовку стихотворения автор выводит на другой уровень, бросает свою мысль на знакомый поэтический ветер:


А если всё это погаснет,
Как слабый огонь на ветру,
Слова не бросайте напрасно
И зря не спешите к костру.


Некоторые стихи Ивана Смоленского подёрнуты легким флёром грусти, содержат нотки поэтического раскаяния, так необходимые любому творцу:


Не кори меня прошлым, родная,
За мужские повадки мои,
И за то, что любовь расточая,
Я с тобой разминулся в пути.


Совершенно в духе русской лирике выполненное стихотворение. Не слишком, конечно, оригинальное, но Иван Смоленский не гонится за оригинальностью. Для него важнее другие категории:


Верю в то, что и ты не забудешь
Радость самого первого дня,
Ну а если когда и разлюбишь,
Не суди слишком строго меня.


Много в книге стихотворений с философским подтекстом. Поэт хочет быть причастным к самой мудрости мира, не остаться в стороне от главных проблем бытия:


В далекой древности 
царь Соломон мечтал
О том, чтоб с мудростью 
всегда общаться,
И даже книгу он об этом написал,
Но не сбылись его мечты о счастье.


Может быть, подсознательно, но весьма метко в этих строках Иван Смоленский встаёт на сторону поэтов в извечном русском споре поэтов с философами. Книжная мудрость, несомненно, хороша, но жизнь подчас диктует свои законы. И эти законы для поэта частенько оказываются важнее.
Некоторые свои стихотворения Иван Смоленский строит по сюжетному принципу. Он рассказывают в стихотворной форме небольшие житейские истории, которые запомнились и навели на важные размышления:


Таланты - редкость 
и умом сильней,
Их разум 
путь к прогрессу освещает,
А серость в меру наглости своей,
Используя таланты, процветает.
Мне часто задают такой вопрос:
А почему таланты не в почёте?
Ответить на него 
помог курьёз,
Который был
в одном парадном взводе.


Как своеобразные интермеццо можно воспринимать стихотворные впечатления от разных стран. Замечу, что все эти страны, Америка, Испания, Франция - живут в мироощущении поэта только сквозь призму своей Родины.


Надолго запоминается стихотворение "Гений Проскурина". В нём поэт отдаёт дань таланту великого писателя земли русской. Последними строками этого стихотворения можно, пожалуй, и закончить разговор о книге стихотворения Ивана Смоленского "О Родине, любви и благородстве":


Он будет вечно 
в нашем сердце жить,
Пока храним мы русскую Державу,
И подвиг гения мы будем 
так же чтить,
Как чтят всегда 
и честь страны, славу.

Максим Замшев

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru