Иван Голубничий __ ВЫСОКАЯ ГАРМОНИЯ СБЛИЖЕНИЙ
 Московский литератор
 №7 апрель, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Иван Голубничий
ВЫСОКАЯ ГАРМОНИЯ СБЛИЖЕНИЙ
Михаил ГРОЗОВСКИЙ, Нина ДУБОВИЦКАЯ, Эрик ФРИДМАН, Марина ЕРШОВА. "В пространстве параллельных линий". Сборник стихов. — М.: ООО "Сам полиграфист", 2019.
     Уважаемый Читатель! У Вас в руках — поэтический сборник "В пространстве параллельных линий".
     Его авторы — четыре ярких и талантливых современных поэта, каждый из которых обладает собственным лицом, собственным поэтическим мировоззрением, своеобразным и узнаваемым авторским стилем, литературной биографией. Михаил Грозовский, Нина Дубовицкая, Эрик Фридман, Марина Ершова.
     Невольно возникает вопрос: а почему эти поэты решили объединить свои творческие усилия под одной обложкой? Ведь было бы более логично каждому из них выпустить свою книгу стихов, как это чаще всего и происходит…
     И тем не менее — коллективный сборник состоялся, и этому должно быть какое-то обоснование. Постараемся его определить, вникнув в концепцию общего названия и вчитавшись внимательно в стихи, такие разные, но отражающие нынешнюю эпоху и её поэтический нерв.
     Каждый из опубликованных в сборнике поэтов представлен полновесно и убедительно, являя читателю свой законченный образ. И хотя лирические ноты, звучащие в стихах, часто имеют различную тональность, а темы расходятся достаточно далеко, тем не менее сборник даёт нам определённый срез современного поэтического миросозерцания, выраженный в координатах вполне традиционных форм, не исключающих при этом определённых тенденций современного стихосложения.
     Для нас, читателей, имеет значение ещё и то, что каждый из авторов сборника мотивирован исключительно творчески, т.е. не преследует каких-то внешних, утилитарных целей, что сегодня часто приходится видеть в литературе. Авторы сборника — поэты разные, "параллельные линии", но живущие в одно время и поэтому имеющие формы сближения, которые, хотя зачастую не сразу определимы, заполняют пространство между ними, образуя общий мир и являя его объёмно, в убедительной полноте.
      
     Открывает сборник известный поэт Михаил Грозовский. Его поэзию отличает иронический взгляд на мир, местами ему присуща довольно жёсткая социальная заострённость, но лирическая интонация проходит сквозь все стихи.
     Поэт филигранно владеет стихотворной формой, он вдохновенно моделирует свежие лирические ситуации, поэтому его стихи оставляют ощущение поэтического события.
      
     Не говори            
     печальных слов…
     Печальных, удручальных…
     Мой путь         
     не долог и не нов,
     и миг кровав, и век суров,
     и все мы — из случайных.
      
     Но посмотри восход зари,
     взгляни на лес и поле…
     И ощути восторг внутри.
     И ничего не говори.
     Молчи!
     Ни слова боле!
      
     Взыскательный и бескомпромиссный взгляд поэта на мир смягчается доброй иронией, которая сглаживает противоречия несовершенства бытия.
     Это качество также определяет облик лирического героя Михаила Грозовского, делая его близким и интересным для читателя: "На душе бегемотно... / Кое-как... То да сё... / Вяло… тускло… дремотно... / Бегемотно — и всё!"
     Игровой момент разрушает дистанцию,  способствует установлению контакта между поэтом и читателем. Михаил Грозовский в своих стихах наиболее (из всех четырёх авторов) близок "внешнему" миру, наиболее, если можно так выразиться, социален, поэтому его стихи очень органично и обоснованно открывают коллективный сборник.
      
     Нина Дубовицкая — постоянный автор наших московских изданий, искренний и пронзительный лирик. Её стихам присущи философское отношение к жизни, религиозное мироощущение, приверженность классической линии русской поэтической традиции. Её стихи очень музыкальны, а образность вдохновенна и своеобразна. Некоторые её стихи так и просятся на музыку, поскольку обладают внутренней напевностью и песенной красотой.
      
     Страшно мне одной впотьмах —
     Ангела не видно.
     И душа моя нема,
     Словно в чем повинна.
      
     Кто поет? Так петь нельзя —
     Длинно и постыло.
     Неужели это я
     Песнь любви забыла?..
      
     На протяжении многих лет наблюдая за творческой эволюцией Нины Дубовицкой, хочу отметить её верность избранной поэтической ноте и цельность авторского образа.
     В представляемой книге её стихи создают необходимую контрастность по отношению к социальным мотивам стихов Михаила Грозовского и, таким образом, способствуют органичной заполненности межлинейного пространства…
      
     Третий автор — Эрик Фридман представляет своеобразную линию русской поэтической традиции, дополняя концептуальную идею сборника, расширяя её пределы метрическими изощрённостями и некоторой сложностью поэтической речи.
     Эта сложность не является той, получившей распространение в последние десятилетия искусственной усложнённостью, порождённой механическим копированием определённых тенденций.
     Длинная строка Эрика Фридмана наполнена смыслами — фонетическим, эмоциональным, образным и т.д. Звукопись его стихов изысканна и одновременно аскетична, поэтому его стихи представляют собой повод для неспешного и раздумчивого чтения и перечитывания.
      
     Волшебный маг укутывает город…
     Прозрачна шаль его — сиреневая дымка.
     И лёгкий ветер в проводах звучит, как скрипка,
     Но звуки эти в суете и шуме тонут.
      
     Дышать чуть легче, хоть жара не отступила,
     Но влажность паром унеслась и стала небом,
     А небо — дождь. И он, пролившись, станет хлебом.
     И так по кругу всё. И в круге этом сила…
      
     Подборка Эрика Фридмана в концептуальной структуре книги несёт свою важную функцию, а сама по себе является собранием талантливых стихотворений.
      
     Завершают книгу стихи четвёртого автора — Марины Ершовой. Её поэзия хорошо знакома читателям наших московских литературных изданий.
     Марина является одним из ярких и стабильно работающих мастеров нашего российского поэтического цеха.  
     Её лирической героине свойственно чуткое мировосприятие; её поэтические образы традиционны, но всегда неожиданны и ярки.
     Она способна увидеть привычный мир и его проявления с новой точки зрения и передать это видение в талантливых стихах.
     Её стихотворные подборки отличает внутренняя взаимосвязанность, сосредоточенность на внутренней поэтической сверхзадаче, и поэтому её стихи требуют искушённого и взыскательного читательского восприятия.
      
     Дорога, мокрая дорога,
     Блестит и отражает свет.
     И золото листвы, и много
     Того, чего в помине нет...
      
     Игра теней, деревьев кроны,
     И облака из дальних стран...
     И небо синее, и звоны
     Колоколов, и белый храм.
      
     И прелый, терпкий запах астры,
     И крик гусей, и холода.
     И все пути назад напрасны,
     Лишь в небесах горит звезда…
      
     Подборка Марины Ершовой мощным лирическим аккордом замыкает поэтическую полноту книги, оставляя ощущения свершившегося чуда — чуда явления истинной поэзии.  
      
     Разумеется, в кратком предисловии нет возможности, да и необходимости, подробно разбирать творчество каждого автора. Ведь перед Вами, читатель, книга, которая ждёт неравнодушного прочтения.
     Творческая идея, обозначенная в её названии, оказалась по силам четырём талантливым поэтам, которые столь органично и плодотворно соединили свои творческие интенции, и это творческое содружество обогатило литературный процесс и стало заметной вехой в современной русской поэзии — вехой, которую предстоит ещё оценить в полной мере.
     Параллельные линии никогда не пересекутся, но в самой идее их "параллельности" заключён высокий смысл и большие внутренние возможности.
     Эта книга является тому свидетельством.