Инесса Ильина (Фёдорова) __ «ЗОВИТЕ МЕНЯ ГАЛОЧКОЙ…»
 Московский литератор
 №5 март, 2019 г. Главная | Архив | Обратная связь 

     


Инесса Ильина (Фёдорова)
«ЗОВИТЕ МЕНЯ ГАЛОЧКОЙ…»

     Ночью ей снился знакомый сон… Сцена. Зал полон зрителей. Софиты слепят глаза. Вдруг её длинное зелёное концертное платье расползается по швам. Она знает этот сон во всех деталях. Обычно на следующий день приходит сообщение об очередной поездке.
     Так случилось и на этот раз. Пришла информация: "Гастроли. Архангельская область. В составе молодёжного коллектива в качестве солистки, для усиления программы".  
     Галина досадливо поморщилась. В молодёжную категорию она давно не вписывалась. Настроение упало. Стоя перед зеркалом, окинула себя критическим взглядом. Конечно, контурная пластика приносит свои плоды. Лицо выглядит свежим, без морщин и одутловатостей. Моложавая женщина неопределённого возраста с короткими пышными каштановыми волосами, красиво оттеняющими белоснежную кожу, смотрела на неё из зеркала. Конечно, хотелось бы немного похудеть, но садиться на диеты было лень, да, возможно и не зачем.
     В филармонию Галина уже много лет приходила, как к себе домой. Всю творческую жизнь она провела в этих стенах, хотя не такими были её мечты. Когда-то, будучи студенткой Гнесинки, она видела себя на сценах лучших театров страны. С её-то колоратурой и внешними данными! И с педагогами ей повезло. Всё могло бы сложиться иначе, если бы…
     После окончания консерватории Галину направили на стажировку в областной  оперный театр. Она не собиралась там долго задерживаться. Все планы были в Москве.
     — Отработаю год, подготовлюсь к показам, и в столицу. Педагоги меня помнят, возможно, окажут протекции, а нет — пробьюсь сама, — размышляла Галина, ожидая начала репетиции. Кто-то вошёл в зал. На мгновение ей показалось, что зажглось солнце. Потом она рассмотрела, что к ней подходит, освещённый солнечными лучами, величаво-красивый человек, словно сказочный "Король-Солнце". Зачарованная, смотрела она на него, навсегда забыв о своих амбициях, о московской карьере… Так, с первого взгляда, отдала она свою судьбу на милость прекрасного незнакомца, оказавшегося, на её счастье-несчастье, главным режиссёром театра.
     "Как дела, малыш?" —  спросил  "Король-Солнце", словно старый знакомый. Галине показалось, что она знала его всю жизнь.
     Первое время она летала, как на крыльях. Жила, словно в волшебной сказке. У неё всё получалось. "Король-Солнце" оказался не только хорошим режиссёром, но и замечательным педагогом, а она с радостью стала его любимой ученицей. Вскоре ей были доверены ведущие партии в репертуаре театра.  Казалось бы — вот оно, счастье! Но ей хотелось большего. Избранник  был  женат, и это  её  не устраивало. Она надеялась, что со временем он сделает выбор и останется с ней. Но она никогда не умела ждать. После очередного разговора стало ясно — никаких перемен не будет. Ни слова не говоря, она  взяла лезвие и пошла в ванную. Открыв воду, долго сидела на краю ванны, примеряя, в каком месте руки делать надрез. Злые слёзы обиды застилали глаза, рука дрожала. А в это время "Король-Солнце" беспрерывно стучал в запертую дверь. Наконец, дверная защёлка сломалась. Он долго не мог отнять лезвие из её зажатой ладони. Потом всё-таки разжал пальцы. На ладони выступила кровь. Но и этот шаг не привёл к желаемому результату. Напротив, он стал считать её опасной истеричкой. В итоге, после долгих сцен, ультиматумов и скандалов, окончательно разрушив добрые отношения, она поняла, что он никогда не покинет семью.
     Оставаться в театре было невозможно и, уволившись, Галина уехала домой в Архангельск. Устроилась в местную филармонию. Первое время она отслеживала новости из оставленного театра и события из жизни "Короля-Солнце". Однажды подруга написала ей, что он расстался с женой и женился на скромной актрисе-травести из театра оперетты. Это больно ударило по самолюбию Галины. Но, когда из прессы стало известно о его смерти, она почувствовала, что вместе с ним умерла частица её души.
     С тех пор жизнь её не менялась. Замуж она так и не вышла. Никто не смог выдержать сравнения с первой любовью. Мужчин она стала презирать и использовать, целенаправленно и хладнокровно, никого не подпуская близко к сердцу, строя карьеру и благополучие. Постепенно исчезла Галина и появилась Галина Леопольдовна, заслуженная артистка, член худ. совета филармонии. Ей нравилось ощущать свою значимость, особенно когда от её решения зависела чья-то творческая судьба. С каким удовольствием во время обсуждения на профпригодность  очередной  молодой  певицы она выводила напротив её  фамилии: "Бесперспективна"  Молодым певцам, наоборот, оказывала покровительство и поддержку. Включала их выступления в собственные концерты или  исполняла дуэты с очередным протеже.
     Прошло несколько лет. И вдруг, к сорока восьми годам, Галину охватило чувство пустоты и безысходности. Она почти физически ощутила, как уходят молодость и красота.  Пройдёт  ещё  немного времени, и она станет невидимой  для  мужского внимания.  И голос уже не тот, и личная жизнь не устроена… И тогда, словно охваченная дьявольским безумием, она, как говорится, пустилась "во все тяжкие". Страх одиночества толкал на необдуманные поступки. Она активно занялась поисками спутника жизни. Наверное, для простой женщины это не составило бы труда. Но для артистки в реалиях небольшого города, при определённом круге общения, это почти  невозможно. Брать мужа " из публики" — исключено! А свои, филармонические, или уже "заняты", или знают её "от и до". Оставались заезжие гастролёры. Всё чаще тоска и скука соединялись с бутылкой. Недостаток духовности и творческого  воображения не давал иного выхода для темпераментной эмоциональной натуры.
     Получив в филармонии разнарядку, Галина на филармоническом автобусе была доставлена на маршрут.
     "И поработаю, и новые места посмотрю" — размышляла она. Выехав за пределы города и сбросив маску филармонической дивы, она с удовольствием вдыхала через открытое окно летний воздух. Пряные запахи луговых цветов захватывали дух, будили  воспоминания счастливого беззаботного детства. Утренние солнечные лучики слепили глаза, и на лице невольно появлялась улыбка. На душе становилось легко и радостно. Она,  словно сбросила двадцать лет и опять превратилась в Галочку, весёлую хохотушку, вчерашнюю выпускницу "Гнесинки". Предчувствие светлых перемен охватило всё её существо. Предстоящая поездка показалась романтическим приключением, в начале которого уже маячила долгожданная встреча с неизвестным суженым. Автобус остановился около гостиницы. Шофёр вынес её вещи и уехал. Оглядевшись, Галина заметила, что её встречают. К ней уже подходили несколько артистов из бригады, "усиливать" которую её прислали.
     — Здравствуйте, Галина Леопольдовна!
     "Зовите меня Галочкой!" — неожиданно для себя отрезала  Галина. Она почувствовала раздражение от вежливого обращения молодых людей, в котором ей послышалось уважение к её "почтенному" возрасту. Повисла неловкая пауза. Но, почти сразу, продолжились разговоры о программе, репертуаре, музыкантах, с которыми ей предстоит репетировать.
     "Галина Леопольдовна…" — обратилась к ней молодая артистка, недавно присоединившаяся к разговору.
     "Зовите меня Галочкой!" — оборвала её на полуслове Галина, уже осознанно и твёрдо. И прибавила про себя: "Я покажу тебе, кто здесь прима. Будешь передо  мной "ниже травы" ходить!"  Внезапно, краски летнего дня померкли. Она ощутила себя старой и никому не интересной. Этот молодняк не видит в ней красивой женщины. Она для них, лишь заслуженная грымза, член худсовета филармонии, от которой можно получить выгоду в виде повышения  концертной ставки. В глубине души она им завидовала, но не хотела себе в этом признаться. У них впереди целая жизнь, а её молодость пролетела так быстро. И на что она её истратила? Короткая несчастная любовь, брошенная из-за этого карьера, обида, одиночество… Почему-то, для творчества в её размышлениях не оставалось места. Она сожалела о чём угодно, только не о несыгранных ролях. Возможно, если бы она действительно любила сцену, личные обстоятельства не позволили бы бросить театр, или привели бы в другой, а не загнали домой, прозябать в местной филармонии. Она распорядилась своими способностями, как разменной монетой, для достижения материального благополучия.
     Галина грациозно выступала по гостиничному коридору, в дорожном брючном костюме цвета хаки. Её чемоданы нёс один из артистов.
     "Груз доставлен, Галина Леопольдовна!" — шутливо сказал он? ставя  поклажу у дверей её номера.
     "Зовите меня Галочкой!" — кокетливо ответила Галина, пронзив его  обжигающим взглядом карих глаз, обезоруживающих любого мужчину.
     Его звали Игорем. Она не сразу поняла, чем он привлёк её внимание. Может тем, что, в отличие от других, не старался  заслужить её расположение? Он уже уходил, но она остановила его вопросом:
     — Вы давно работаете в этом коллективе? Не собираетесь осесть в здешней филармонии?
     — Как получится. Пока не знаю…
     — "Всё может быть…" — загадочно протянула Галина, задерживая его руку. — В любом случае, я обещаю Вам свою всяческую поддержку. Вы слышали мои выступления?
     — Конечно, я знаю всех старых артистов!
     Галина задохнулась от волны негодования. — "Старых! Да как он смеет, наглец!!!" Удерживая улыбку, она вновь обожгла Игоря испепеляющим взглядом.
     "Или он будет со мной, или я сотру его в порошок!"
     На репетиции Галина была "само обаяние" и осталась довольна собой. Обычно она заканчивала своё выступление популярной песней "Чернобровая казачка".
     На следующий день был первый концерт с её участием. Работа немного сблизила Галину с ребятами, однако, она всё же чувствовала себя несколько в стороне.
     Однажды, после выступлений, желая разрядить обстановку, она сказала: "Ну что, по "пять капель"?" Действительно, общие посиделки стёрли грани возраста и субординации.
     Шла вторая неделя поездки. Северное лето было в разгаре. Стояла пора белых ночей. Концерты и репетиции чередовались с изучением новых мест и отдыхом на природе. Она с  удовольствием вспоминала случаи из своей прежней жизни, когда работала в театре, рассказывала о близкой дружбе с известными людьми, в чьи дома была вхожа, благодаря "Королю-Солнце", делала себя участницей чужой красивой  и успешной жизни. Порой она и сама забывала, где правда, а где вымысел.
     На самом деле, её рассказы предназначались Игорю. Ей хотелось быть как можно интереснее и привлекательнее в его глазах. Сначала это удавалось. Между ними даже возник лёгкий флирт. Но когда все истории были рассказаны, ореол новизны растаял, а сама по себе она не вызывала интереса. Не было у неё за душою, ни искренности, ни простоты, ни человеческого тепла. Один  набор масок на все случаи жизни.
     Постепенно Игорь стал избегать оставаться с нею наедине. Вновь на Галину навалились скука и депрессия. Общие посиделки больше не радовали, ведь они ничем не заканчивались. А тут ещё между Игорем и молодой актрисой возникли романтические отношения. Такого пренебрежения она вынести не могла. Её "пять капель" стали заметно увеличиваться в объёме, превращаясь в проблему для коллектива.
     Галина чувствовала себя обманутой и покинутой. Казалось, что за спиной все обсуждают её неразделённую любовь и провожают насмешливыми взглядами. Как-то на очередных посиделках Галина налила в глубокую тарелку водку, покрошила туда чёрный хлеб и стала есть столовой ложкой. Доедала свою трапезу она в полном одиночестве.
     Постепенно хандра и привычка к "пяти каплям" стали отражаться на работе: "Черноброоо-вая казааачка…" — выводила Галина дрожащим голосом и… нетвёрдой походкой уходила со сцены. Иногда конферансье предлагал ей отдохнуть, и концерт проходил без выступления "ведущей  певицы".
     Близилось завершение гастролей. Галина безразлично сидела в филармоническом автобусе. Ей было совершенно всё равно, что будут говорить о ней в филармонии. Эти гастролёры получат расчет и уедут. А у неё ничего не изменится. Всё будет по-прежнему. Она прикрыла глаза. Сквозь сомкнутые веки отражался свет от верстовых столбов, светофоров и проезжающих встречных машин.
     — Ничего не изменится, ничего не изменится, ничего не изменится… — стучало в её голове. И вдруг её охватило непреодолимое желание уехать. Уехать навсегда из этих родных и постылых мест. Может, даже вернуться в тот город, где всё начиналось, в тот театр, где она впервые вышла на сцену. А может, и не надо было тогда уезжать? Кто знает, что лучше?.. Стать бы снова юной    , неопытной, вернуться в начало пути, чтобы тебя взяли за руку и повели, не давая свернуть в ненужную сторону. Ведь был же талант и все данные, чтобы стать известной певицей, а не прозябать всю жизнь на разбитых филармонических дорогах.
     Резкий толчок и звук тормозов прервали ход её мыслей. Затем последовал удар такой силы, что её подбросило, перевернуло… далее наступило беспамятство. Осознав себя, Галина обнаружила, что не чувствует своего тела и находится где-то высоко. Рядом с собой она увидела яркий солнечный свет и в его сиянии, знакомый силуэт. Он приближался к ней. Она узнала его:
     —  "Король-Солнце", я что, умерла?  
     — Нет, это я спасаю тебя…
     — Не бросай меня больше никогда!
     Ответа не последовало. Свет растаял в белёсом пространстве. Оглядевшись, Галина посмотрела вниз и увидела перевернувшийся автобус и людей, беспомощно лежащих рядом. Она обнаружила и себя, без признаков жизни. Наблюдая за своим телом, она не ощутила, ни боли, ни сожаления. Загудели гудки, завыли сирены — это подъезжали машины скорой помощи. Пострадавших стали грузить на носилки и оказывать первую помощь. Её тоже подняли, понесли в машину. И тут она ощутила сильную боль, от которой вновь потеряла сознание.
     Очнулась Галина в палате. С трудом открыв глаза, поняла, что не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Голова тоже была забинтована. Она застонала. Тут же, рядом появилась медсестра.
     — Что со мной, где я?
     — Слава богу, Вы очнулись! Случилась дорожная авария, автобус упал в кювет, перевернулся. Вам повезло. Несколько переломов, но Вы поправитесь.
     — А остальные?
     — К сожалению, есть жертвы.
     — Кто?
     — Несколько человек. Среди них не было ваших родственников, близких людей?
     — Нет, я одна.
     Галина и другие пострадавшие были доставлены в Архангельск. Потом её переправили в Москву на реабилитацию к травматологам.
     "Вот и поменяла жизнь, вот и уехала…" — невесело размышляла Галина. Она уже знала, что назад в Архангельск не вернётся никогда. Случившееся несчастье, словно знак судьбы, выкинуло её из привычной безысходной рутины и заставило посмотреть на себя со стороны. И тогда ей впервые стало стыдно. Подобно луковой шелухе, слетали с её души эгоизм и гордыня, а с ними и надуманная  "тяжесть" прожитых лет.  
     На ум пришла фраза из  прочитанной в детстве книги: "Исправиться и пойти в нужном  направлении". Теперь она просто ждала, куда поведёт её неведомая новая стезя.