Александр Алиев __ ИВАНОВСКОЕ – ХОЗЯЕВАМИ СЛАВНОЕ
 Московский литератор
 №22 ноябрь, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
ИВАНОВСКОЕ – ХОЗЯЕВАМИ СЛАВНОЕ
Дворянская усадебная культура — явление уникальное во всех отношениях. Расцвет её не был слишком долгим — от Екатерининской до Николаевской эпохи. Уже к началу позапрошлого века лишь 2-3 % примерно двухсоттысячного российского дворянства могли позволить себе загородные имения, отличающиеся от крестьянской избы и демонстрирующие элитарный быт помещика. Но вот эти две-три тысячи "родовых гнёзд" и создали феномен усадебной культуры, навсегда слив свои классические очертания с отечественным ландшафтом. Можно смело утверждать, что вся культура России XIX столетия выросла из эстетики дворянской усадьбы.

     «НА ВТОРОЙ версте шоссе делало крутой поворот, и через несколько минут езды по просёлку неожиданно открывался весь вид на усадьбу. Этот вид напоминал панораму, так как главный дом, а также прилегающие строения и деревня, вытянувшиеся во фрунт по обеим сторонам дороги, были расположены под горой, в низине. По ту сторону дома понижение почвы шло ещё более круто к реке Пахре, на берегу которой и был расположен вековой липовый парк. Дом, спланированный гигантской буквой "П", поражал своими размерами".
     Такое описание имения Ивановское близ подмосковного Подольска оставил Ю.А. Бахрушин, семье которого оно принадлежало в предреволюционные десятилетия.
     Начиналась же история сих мест в далёком XVII веке: к 1627 году относятся первые записи о данном вотчинном владении. А среди первых здешних хозяев мы находим окольничего Ивана Ивановича Головина. Отметим, что Головины наряду с Морозовыми, Романовыми, Шереметевыми, Салтыковыми входили в круг исконно московской земельной аристократии. А коль скоро у Головиных родовым именем было Иван, то поместье, не мудрствуя лукаво, и нарекли Ивановским.   
     В царствование императора Павла I усадьбу приобретает граф Фёдор Андреевич Толстой — тайный советник, сенатор, дядюшка художника Фёдора Петровича Толстого и двоюродный дед Льва Николаевича Толстого. Будучи страстным библиофилом, Ф.А. Толстой собрал "громадное хранилище" из рукописных и старопечатных книг по различным отраслям знаний; состоял почётным членом Общества любителей российской словесности.
     За своей супругой Степанидой Алексеевной, урождённой Дурасовой, внучкой богатейшего горнозаводчика И.С. Мясникова, он взял весьма значительное приданое, что позволило ему начать в Ивановском возведение целого усадебного комплекса с двухэтажным барским домом, дополненным двумя флигелями, с оранжереей, парковым павильоном и хозяйственными службами.
     Тем временем в семье подрастала единственная дочь, Аграфена, всеобщая любимица. Восемнадцати лет, в 1818 году, по рекомендации  императора Александра I, её сосватали за дежурного генерала Главного штаба Арсения Андреевича Закревского — личность незаурядную, отличавшуюся умом, большим трудолюбием, исполнительностью и честностью. По словам М.А. Давыдова, доктора исторических наук, блистательная карьера, проделанная Закревским, — от безвестного прапорщика до генерал-губернатора Первопрестольной — тем более удивительна, что он был отпрыском мелкого помещика и не имел абсолютно никаких связей при Дворе. Но он смог подняться над своей судьбой, определённой рождением и воспитанием, и стать, как теперь говорят, self-made-man.
     Но вот брак его выглядел поначалу странным. Аграфена Толстая, любя другого человека, вынуждена была покориться воле государя и родителей. Двоюродный брат её Ф.П. Толстой вспоминал: "Аграфена Фёдоровна, бывши невестою, не могла даже видеть своего жениха, он ей не нравился, а между тем всё-таки была выдана за Закревского, потому что тщеславным родителям льстило иметь зятем человека, столь близкого к особе Его величества. А будет ли она его любить и будет ли за ним счастлива, об этом почтенные родители нисколько и не заботились…" Далее Толстой без обиняков рассуждает о крайне вольном впоследствии поведении молодой женщины и о безучастном отношении к этому её мужа, поскольку тот якобы более любил женины деньги, нежели её самоё и супружескую честь. Но так ли всё однозначно?
     Закревская, надо заметить, тоже была фигурой неординарной, даже загадочной. Пылкий и неуравновешенный характер, презрение к светским условностям, свободное отношение к брачным обязательствам сочетались в ней с весёлостью, добротой, желанием помочь всем и каждому. А её уникальная красота так и просились на холст! И лучше всех внешность Аграфены Фёдоровны передаёт портрет, писанный англичанином Джорджем Доу.
     Неудивительно поэтому, что к этой, по выражению А.С. Пушкина, "беззаконной комете" тянулись, как к чему-то запретному, сладостному. Князь П.А. Вяземский прозвал Аграфену Фёдоровну "медной Венерой" — прозвище со смыслом, ибо в европейской галантной поэзии Венера выступала эмблемой чувственной любви. Монументальные формы рослой красавицы, её тёмно-рыжие, искристые волосы, смуглая кожа, — напоминали ожившую античную статую.
     Чар Закревской не избежали в своё время и два других поэта — Евгений Боратынский и даже Александр Пушкин. Последний говорил о ней как об особе "умной, болезненной и страстной, которая доводит меня до бешенства, хотя я её и люблю всем сердцем". Рассказывали, что однажды в гостях Пушкин, ревнуя Закревскую за внимание к кому-то другому, в раздражении впустил ей в руку свои длинные ногти так глубоко, что показалась кровь.   
     Но оставим, пожалуй, в стороне "шалости" нашей героини (тем более, наверняка есть тут преувеличения), а вместо того вспомним: она, по высказыванию одного из литературоведов, была из тех женщин, что "оплодотворяла" поэзию. Так, у Боратынского в поэме "Бал" Аграфена Фёдоровна выведена под именем "вампической" княгини Нины. А Пушкин? Он посвятил ей стихотворные послания "Портрет", "Наперсник", "Когда твои младые лета…", "Счастлив, кто избран своенравно…". В одной из строф VIII главы "Евгения Онегина" Закревская названа "Клеопатрою Невы". Образ её намечен и в "Египетских ночах", и в незавершённой повести "Гости съезжались на дачу". Черновая рукопись "Полтавы" хранит, между прочим, рисунок-портрет великолепной графини (по оригиналу Доу).
      
     ВЕРНЁМСЯ, впрочем, к усадьбе Ивановское. Ещё в 1821-м она была отдана Ф.А. Толстым дочери и зятю с целью управления хозяйством, и расцвет её связан именно с четой Закревских. Находясь в отставке (с 1831 по 1848 год) и впоследствии, на посту московского градоначальника, Арсений Андреевич деятельно занимался переустройством усадьбы.
     Центральная часть главного дома получила третий этаж, украсилась шестиколонным портиком и была соединена с также надстроенными флигелями крытыми переходами. Заново оформился северный (парковый) фасад, появились помещения под домовую церковь и домашний театр. За декоративным павильоном разбили фруктовый сад и поставили Апельсиновые оранжереи. Въезд в парадный двор обрамляли эффектные пропилеи и ограда с кованой решёткой.
     Неизгладимое впечатление производило внутреннее убранство дома.
     Широкая белокаменная лестница вела из вестибюля в двухсветный Каминный (Бальный) зал, отделанный в ампирном вкусе, в частности, "гризайльной" потолочной росписью.
     Выделялась и причудливая Китайская комната, где, помимо дорогой мебели, ковров, посуды, произведений искусства, А.А. Закревский разместил свою обширную библиотеку. К слову, библиотека его супруги тоже отличалась большим разнообразием изданий и авторов, русских и иностранных. И это не считая периодики, нот и т.д.
     Ивановское на тот момент славилось своими грандиозными приёмами и празднествами, душой которых всегда была здешняя хозяйка. Более же всего она любила домашние спектакли, где играла сама и любители из числа московской знати: госпожа Новосильцева, княгиня Щербатова, князья Голицын, Оболенский, Долгоруков, Абамелик. Ставились как классические, так и современные пьесы — "Гамлет", "Горе от ума", "Лев Гурыч Синичкин" и др.
     В 1850-х годах, когда Закревские стали приглашать к себе в имение артистов из Малого театра, слава о любительских спектаклях распространилась по всей Москве. Однажды, в честь приезда в Ивановское Великих князей Николая и Михаила Николаевичей, был организован великолепный праздник с обширнейшей программой — обедом, театральным представлением, балом, ужином, иллюминацией и фейерверком. В числе прочего дан был водевиль князя А.А. Шаховского "Казак-стихотворец", поставленный режиссёром Малого театра С.П. Соловьёвым. Спектакль имел такой успех, что его повторили в Москве, в генерал-губернаторском доме, а весь сбор устроители передали в фонд городских детских приютов, главной начальницей каковых состояла как раз графиня Закревская.
     Надо, разумеется, пояснить, что в Ивановском крупного хозяйства никогда не водилось, ибо почти вся земля была занята лесом. Местные крестьяне не бедствовали и чувствовали поддержку со стороны Закревских.
     Арсений Андреевич уделял внимание и развитию уездного Подольска, озаботился реставрацией тамошней церкви Воскресения Христова, а также уникальнейшего храма Петровской эпохи — Знамения Пресвятой Богородицы в близлежащем селе Дубровицы.    
         
     В 1859 ГОДУ Закревский получил полную отставку от службы и спустя несколько лет, вслед за супругою, навсегда покинул Россию, поселившись в семье дочери, близ Флоренции. После кончины его в  1865-м, Аграфена Фёдоровна, пережившая мужа почти на пятнадцать лет, продала Ивановское своей дальней родственнице графине С.В. Келлер. Эта дама продолжала традиции усадебных спектаклей и концертов с благотворительными сборами, помимо того в кругу её интересов была селекция редких тропических растений. Однако в определённый момент София Васильевна оказалась в непомерных долгах и не смогла оплатить векселя. В итоге Ивановское по купчей перешло к семейству промышленников Бахрушиных и стало их летней резиденцией. На зиму главный дом запирался и действовал только один флигель, куда молодёжь приезжала на Святки и на Масленицу.  
     С 1903 года единоличным владельцем имения оказывается Владимир Александрович Бахрушин. Интересно, что помимо всего прочего, он являлся президентом Московского художественно-фотографического общества и активно запечатлевал на аппарат своих родных и виды Ивановского.   
     Гостившему в Подольске художнику-символисту В.Э. Борисову-Мусатову очень нравилось прогуливаться в усадебном парке. Отдельные уголки его отображены им в пастелях "Под тенью сосен", "Последний день", "Реквием", "Грот".  
     Почти перед самой революцией 1917-го Бахрушины безвозмездно передали своё владение Московскому городскому самоуправлению с целью устройства тут санатория для пятидесяти детей-сирот. На это бахрушинским семейством было выделено 50 000 рублей личного капитала.
     Ну а в дальнейшем усадебный дом ждала судьба рабочего общежития и коммунальных квартир. И только в 1960 году Ивановское было взято под государственную охрану как памятник истории и культуры республиканского значения, а ремонтные работы начались ещё почти двадцать лет спустя.
      
     НЫНЕШНЕЕ расположение усадьбы в центре города плюс достаточно целостная сохранность делает её уникальной.
     Внутри действует Федеральный музей профессионального образования (филиал) Московского политехнического института в Подольске.  
     Но, увы, над Ивановским давно уже нависла серьёзная проблема: без скорейшей комплексной реставрации чудесный архитектурный ансамбль можно просто потерять.
     Уже при первом взгляде заметны осыпания штукатурки и лепного декора. А фасад со стороны Пахры даже ни разу не красился с 1981 года. Потолки идут трещинами и сколами. Кровля периодически подтекает, что способствует выступлению плесени в выставочных помещениях, система отопления крайне изношена и мешает поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим.
     Особенно удручающе выглядит Померанцевая оранжерея — практически руинированная, заросшая снаружи кустарником и высокой травой.  
     В подобных условиях нужно отдать должное немногочисленной команде музейщиков во главе с директором Р.Х. Абдулхаеровым, которые как могут, поддерживают состояние усадьбы, а, главное, создали на площади 2300 кв. м (восемнадцать залов) отличную экспозицию по трём направлениям: "История усадьбы Ивановское", "История профобразования в XVIII-XXI веках", "Народно-художественные промыслы".
     В парке регулярно проводятся субботники, где сотрудникам музея помогают волонтёры — учащиеся Подольского промышленно-экономического колледжа имени А.В. Никулина.
     Выход из сложившейся ситуации видится во включении раритетного комплекса в Федеральные целевые программы с целью проведения консервации и дальнейшей строго научной реставрации.