Александр Савицкий __ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ
 Московский литератор
 №22 ноябрь, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Савицкий,
Заслуженный работник культуры России
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ
Владимир СИЛКИН. "Последний лист". Стихи. — М.: "Раритет", 2018.

     Всегда удивляюсь, когда решаю написать рецензию на ту или иную книгу Владимира Александровича Силкина. Что может быть неясно с творчеством поэта, который является лауреатом Государственной премии России, автором нескольких десятков поэтических книг, автором более 600 текстов песен?!
     Но вот у меня в руках очередной (ключевое слово — "очередной") сборник стихов поэта "Последний лист". Про себя подумал: "Экий, вы, мэтр, неугомонный!", хотя уже предвкушал удовольствие от знакомства с новыми стихотворениями автора.
     Как-то недавно, узнав, что Владимир Александрович заядлый рыбак, один из наших коллег по литературному цеху спросил: "Володя, скажи, а о чём ты думаешь, сидя на брезентовом стульчике на рыбалке?".
     Силкин без всякого пафоса, искренне и просто, даже с небольшим недоумением, что такой вопрос мог быть задан, ответил: "О поэзии, о стихотворениях, которые уже в работе и которые я только хочу написать".
     Несмотря на роскошный, с прожилками-кровотоками жёлтый кленовый лист на обложке, несмотря на название книги, тот, кто знаком с творчеством Владимира Александровича, всё равно поймёт: без патриотической начинки и в этой книжке стихотворений будет не много.
     И в самом деле, стихотворения "Лейтенант Головин", "Кресло Суворова", "Двойня", "Чёрные берёзы", "Птицы белые", "Русская дорога", "Не помнится, какой была весна" — о солдатской доле, о прошедших войнах, о материнской тревоге за сыновей, а первые два — о русских героях, но без пафоса, без литавр и победного звука труб.
     Уверен, нет такого выдающегося военачальника или героя во всей нашей истории, которых бы Владимир Силкин в прошлом не воспел бы высоким слогом.
     Стихотворение "Заставы" — это мостик к ещё одной, волнующей поэта теме: теме разъединения русского и украинского народов.
     В стихотворение "В Одессе", а этот город советские люди любили особой любовью,— досада и боль в гипотетической беседе с Дюком Ришелье:
      
      — Ты взираешь, не дыша,
      Что с тебя-то спросишь?
      В Чёрном море — США,
      Их авианосец.
      
     "Нейтральной земли не бывает.//По Родине стонет она". Разве не так? Ведь выветрить из памяти людей за четверть века понятие БОЛЬШОЙ Родины — просто нереально!
     Вот что дано Владимиру Силкину, то дано: он во всём находит поэзию, или точнее — может всё превратить в поэзию. Судите сами: "Одной любви границе мало,//Ей надо ласки и тепла…". Ну кому бы пришла в голову даже мысль любить границу?! А Владимир Александрович любит!
     Но одной любви мало, как мало и переполняющих душу чувств, и "громадья" планов.
     Надо уметь всю сложную палитру жизни ёмко, точно воплотить в поэтические строки, в не просто технически правильные по ритму и рифмам, а наполненные ПОЭЗИЕЙ, т.е. тем эфемерным, что никак не препарируешь скальпелем!
     Вот потрясающий пример подлинной поэзии:
      
      "Поезд тронулся, Господу жалуясь,
      От России уже вдалеке,
      И хрипела дорога, как ржавая,
      На когда-то родном языке".
      
     Рядом с тонким, философским стихотворением "Над белым снегом" — посвящения ушедшим от нас в иной мир Герою России писателю Александру Маргелову, начальнику академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова генерал-лейтенанту Валерию Халилову и солисту этого коллектива Андрею Савельеву, Директору департамента культуры Минобороны РФ Антону Губанкову, Елизавете Глинке, больше известной всем как "Доктор Лиза", всем пассажирам и экипажу потерпевшего крушение под Сочи в 2016 году ТУ-154.
     А потом вышла на простор знаменитая лёгкая, прозрачная, как осенняя паутина, силкинская лирика. "Сизый дым", "Крестьянская тропа", "Уха", "Рыбаки", "Лещ", "Зной", "Лето на Ранове". И уж никак нельзя было обойти тему Осени, заявленную клиновым листом на обложке и в названии самой книги: "Осенние краски", "Осенняя песня", "Осенние мысли". А стихотворение "Последний лист" я хотел бы привести целиком.

      ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ
      Осень достала краски,
      Осень взялась за кисть.
      Кружит прощально в Ряжске
      Самый последний лист.

      Осень рисует лужи,
      В Хупту вошла по грудь.
      Ну, и кому ты нужен?
      Нужен кому-нибудь.

      Чтобы ни говорили,
      Как ни глядели б вслед,
      Кашу-то мы сварили,
      Хоть и на склоне лет.

      Вновь окунает в краски
      Осень беспечно кисть.
      Кружит прощально в Ряжске
      Самый последний лист.
      
     Здесь — и личная грусть, так просто ставшая и твоей личной грустью, и, конечно, ненавязчивая, с детства любимая, прозрачная, левитановская Осень. Здорово!
     Владимир Александрович, пожалуйста, продолжайте "варить" вашу замечательную "кашу". Иначе без неё можно и с голоду помереть.