Олег Гонозов __ «МЕЖДУ СЛОВ»: ОТ БАГРИЦКОГО ДО ВЫСОЦКОГО
 Московский литератор
 №18 сентябрь, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Олег Гонозов
«МЕЖДУ СЛОВ»: ОТ БАГРИЦКОГО ДО ВЫСОЦКОГО
Эд ПОБУЖАНСКИЙ. "Между слов" — М.: "Образ", 2018.

     Скажу сразу: новую книгу стихов Эда Побужанского "Между слов" (Москва, "Образ", 2018) я ждал с большим нетерпением.
     Следил за авторскими анонсами на Фейсбуке, читал подборки в разных литературных изданиях и очень сожалел, что не смог побывать на московской презентации, совмещённой с юбилейным вечером: в апреле 2018 года автору "Между слов" исполнилось пятьдесят.
     Имя Эда Побужанскаго хорошо знакомо литературной общественности: он основатель и главный редактор весьма успешного столичного издательства "Образ". Побужанский же поэт известен куда меньше. Уверен, выход "юбилейного неизбранного" (именно такой подзаголовок имеет книга) исправит эту досадную несправедливость.
     В новый сборник вошли стихи, написанные в течение последнего времени, за год до юбилея автора. Тем удивительнее, что почти каждое стихотворение может претендовать на попадание в том избранного! Ни одной "провисающей" строки, ни единой фальшивой ноты! Впрочем, несколько стихотворений я бы всё же не стал включать в книгу, но это уже дело вкуса.
     В стихах Побужанского — жизнь современного жителя мегаполиса. Конечно, живи поэт в глухой деревне, то и жизнь в его произведениях была бы другой, с заколосившимися хлебами, ромашковыми узорами и золотыми куполами церквей.
     У Побужанского же в стихах айфонный иконостас, смартфон, блог, вай-фай, френды, лайки, фейки, эсэмэски. Одно из стихотворений так и называется "Веб-ссылка".
     Поэт заполняет стихотворное пространство тем, что вызывает у него неожиданные ассоциации, будь то смартфон "Леново" или "грелка в ноги". Он пишет о том, что видит, что его задевает и беспокоит.
     Побужанский не боится в творчестве высокого полёта, мёртвых петель и крутых пике.
     Он экспериментирует. Отчаянно и дерзко. В его стихах легко уживаются Пушкин и Коэльо, Багрицкий и Высоцкий, Алябьев и Киркоров, Басков и Глинка.
     Но при всей этой игре, а порой и показной вычурности, мы чувствуем в стихах ранимую душу талантливого поэта:
      
     По утрам холодный свет
     Выпадает белым снегом:
     Вот идёт сосед, а след
     Заметает белым светом.
     Я кричу ему: сосед!
     Но сосед меня не слышит…
     Он идёт, сутул и сед,
     Дальше, дальше…
     Выше, выше…
      
     В процитированном стихотворении "Сосед" и в некоторых других произведениях книги можно уловить интонацию известного поэта Юрия Кузнецова.
     И неудивительно: Побужанский в 90-е годы учился у мэтра на Высших литературных курсах при Литинституте им. Горького.
     Или вот ещё одно стихотворение удивительной поэтической мощи (при всей внешней простоте):
      
     Грелка в ноги, судоку
     Да ромашковый чай.
     Моё сердце в субботу
     Перестанет стучать.
     Санитарочка бодро
     Перестелет бельё.
     Всё? Не всё.
     За субботой
     Воскресенье моё.
      
     В одном из стихотворений Эд Побужанский то ли в шутку, то ли всерьёз называет себя поэтом "из третьей сотни, может, из четвёртой"…
     Думаю, это всего лишь здоровая самоирония, которая так присуща автору "Между слов". К слову, завершающий книгу раздел юмористических стихов "Полёт крокодила" даёт основание говорить об авторе как о даровитом ироничном поэте. Даже в откровенно шуточных произведениях Побужанский ухитряется поднять важнейшие темы современного общества. Например, о чём на самом деле весёлое стихотворение "Кустурица"?
     Конечно же, о терпимости к чужой инакости, о толерантности, потому что "кружок не хуже, чем квадратик"!
     Остаётся добавить, что книга "Между слов" проиллюстрирована замечательной графикой орского художника Виктора Семдянова, а предисловие известного прозаика, лауреата премии "Большая книга" Марины Степновой задаёт очень точную душевную интонацию, настраивая читателя на доверительный откровенный разговор — наедине с автором.