Юрий Богданов
«МЫ ПОВЕНЧАНЫ ЗОРЬКОЙ СВЕТЛОЮ…» Александр АНДРОНОВ, "Печаль нам в радости дана". Стихи. — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2018.
Случается, что поэт выпускает уже четвёртую поэтическую книгу, а она как бы теряется в огромном потоке выходящей продукции, потому что, как правило, не попадает на прилавки магазинов, а значит, и на глаза читателям.
Это обидно и автору, и заинтересованному любителю поэзии.
В нашем литературном процессе, можно сказать, появляются "технические провалы", которые иногда невозможно восполнить.
И речь сейчас раз о книге стихов Александра Андронова "Печаль нам в радости дана…", которую уже заметили читатели и пресса.
Поэт в своём творчестве не экспериментирует, как модно сейчас в современной литературе, а работает в лучших традициях русской классической поэзии.
В стихах, посвящённых деревне и связанных с нею воспоминаниях, он находит только ему свойственные образы, интонации, завораживающие глубокой душевностью.
В стихотворении "Вечер в деревне" Александр Андронов рисует картину этого вечера:
Садится солнце, ясный вечер,
Темнеет небо, тишина,
Со звёздным небом новой встречи
Душа предчувствием полна.
Пучки бурьяна вдоль забора,
Кузнечиков незримый хор,
Прохладный воздух, шум мотора,
Из окон музыки мажор …
Уже о том, что "Из окон музыки мажор…" говорит о весёлом настроении автора с незамутнёнными интонациями:
И то ли дальше, то ли ближе
Мычанье, блеянье и лай,
И месяц, всклоченный и рыжий,
Вдруг зацепился за сарай…
Этот образ месяца естественен для образного строя поэта. Но в последней строфе мысль автора почти напрямую смыкается с гениальным стихотворением Михаила Юрьевича Лермонтова "Выхожу один я на дорогу":
Я тихо вышел на дорогу.
И Млечный Путь явился мне,
Внушая мысль о вечном Боге
В своей бездонной глубине.
Стихотворение "выходит" на глубинно-философский уровень, от которого не ждёшь неожиданного поворота. Это говорит о том, что поэт рисует пейзаж не ради пейзажа, а "закладывает" него большую философскую мысль.
К таким стихам относятся "Старый дом"," "Январские метели", "О родине малой", "Сумерки", "Родом из детства", "Косцы", "Возвращение", "Про калину" и многие другие.
Интересно стихотворение "У колодца":
Водою родникового колодца,
Как в молодости, жажду утолю.
И жест привычный в сердце отзовётся
На родине, которую люблю.
Держу ведро холодное руками,
На грудь седую капает вода.
Сошлись мы у колодца с мужиками,
И как не расставались никогда.
Здесь время как бы остановилось. А умение его остановить подвластно только душе поэта. Остановка высвечивает скрытые чувства автора, которые в быстротечном времени не всегда заметны для читателя:
Уклад привычной жизни потеряли,
Но всё ж не опустились, не спились.
В безвременье богатыми не стали,
Так и живут, с деревнею слились…
Мы видим характер русских людей, не сломленных этим "безвременьем", переживших невзгоды и такие катаклизмы, что трудно представить, — но не утратившими любви к родине:
Как раньше, два ведра на коромысле.
Не расплескать! Ещё ведро в руке.
О стороне родной тревожат мысли,
Когда я здесь, когда я вдалеке.
Любовь к родной земле, к месту, где автор родился "перебрасывается", как мостик, на любовь к человеку, а это, естественно, к женщине. Ведь для лирического поэта — это основа творчества.
Раздел "О любви и женщине пою…" открывается проникновенным стихотворением "Руки твои". Они "…Мне звезду зажигают под вечер, что горит за окном, Нет прекраснее этой звезды…". И далее:
… В них таинственный свет
И простая великая сила,
В этих хрупких руках
Мир привычно спасающих вновь.
Злые дни отвратят
От того, с кем судьба породнила
И кому принесла
На ладонях, в подарок, любовь.
Я к губам поднесу
Утомлённые эти ладони,
Я лицом к ним прижмусь,
Безотчётные слёзы тая.
Я закрою глаза,
Растворяясь, в вершинах гармоний,
Колыбели любви,
Где отныне планета моя.
В этом талантливом стихотворении так спокойно и расковано сказано о любви всё! Ведь у автора там "отныне планета моя".
Стихотворения о любви составляют целый раздел книги. И в каждом их нас бьётся строкой животрепещущее сердце поэта.
Всех стихотворений не перечислишь, но упомяну самые запоминающиеся: "Я не буду тебя вспоминать", "Тихая сказка", "Забытое чувство", "И опять про любовь", "Ищите женщину", "Женские стихи", "Ты", "Один", "Мгновения", "Шут", "С праздником тебя", "О любви", "Я к тебе приду", "Основное чувство", "Две реки", "Двое", "Далёкий
вечер", "Образ твой"…
На мой взгляд, в настоящий момент, любовная лирика — это лучшее, что создано в поэзии Александром Андроновым.
Кроме этих двух разделов, о которых мы вели речь, в книге представлены и другие: "Мы граждане страны великой", "Природа и человек", "Шуточные стихи", "Мир души", "Философия", "Сатира и ирония", "О поэтах и поэзии".
Поэт предстаёт перед читателем как многогранный автор — с большой и разносторонней тематикой стихов. Но в литературе количество стихов и разнообразность тематики не всегда переходят в качество.
Тем не менее, замечательно, что Александр Андронов пробует себя в различных жанрах, как и многие наши классики.
Разве Иван Андреевич Крылов предполагал, что из всего обширного творческого наследия время "отберёт" его великолепные басни и прославит его как гениального баснописца в нашей великой русской литературе?
Хотелось бы поздравить Александра Андронова с выходом новой книги и пожелать ему дальнейших творческих успехов.