Олег Трушин __ «…КРАСИВЕЙШИЙ В ВЕРХОВЬЯХ ДОНА…»
 Московский литератор
 №16 август, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Олег Трушин
«…КРАСИВЕЙШИЙ В ВЕРХОВЬЯХ ДОНА…»

     Если хутор Кружилинский стал колыбелью раннего детства Михаила Александровича Шолохова, то станица Каргинская дала миру писателя Шолохова — именно тут выплеснулся на свет божий талант сочинительства молодого донского писателя.
     "Внизу, над белёсым ледяным изливом Чира, красивейший в Верховьях Дона, лежал хутор Каргин. Из трубы паровой мельницы рассыпчатыми мячиками выскакивал дым…." — так описывает станицу Каргинскую Михаил Шолохов в романе "Тихий Дон". С высокого песчаного кургана открывается вид на степной простор, в глубине которого расположена станица Каргинская. "К югу от станицы Каргинской, на двадцать восемь вёрст в длину и шесть в ширину, разлеглась целинная, извеку не паханная заповедная степь", — так говорит Шолохов об окрестностях хутора в "Тихом Доне". Каргинскую словно опутывают ленты дорог и стараются заслонить от степи островки леса.  
     Вообще, описание хутора Каргинского мы неоднократно встречаем в романе "Тихий дон". Тут и река Чир, и сегодня спокойно тянущая свои воды у казацкой станицы. Откройте "Тихий Дон", вчитайтесь, и в воображении поплывут удивительной красоты каргинские степные просторы. В романе реальные имена героев "Тихого Дона" когда-то живших в Каргине. Казаки списанные с реальных хуторян, живут в романе своей истинной жизнью. Достаточно вспомнить лишь некоторых героев "Тихого Дона". Аникей Антипов — казак "Аникушка" — весельчак и балагур. Аникей Антипов был соседом Шолохова по Каргину — их дома стояли через плетень. Дом Аникушки восстановлен на сегодня. Братья Шамили. Поп Виссарион Елисеев — священник Покровской церкви. Его дом стоял в самом центре тогдашнего хутора почти у самого приходского училища, и Миша Шолохов хорошо знал отца Виссариона и бывал в его доме. Известен факт, что батька Махно, наведавшийся в Каргин, стоял "на покое" именно в доме попа Виссариона.   
      
     Небольшой, приземистый, чисто выбеленный казацкий курень в три оконца на большак расположен на обычной станичной улице. Будешь мимо проходить — не подумаешь, что это мемориальный дом — рядом такие же домишки при "хозяине". В этом доме хутора-станицы Каргинской прошли не только годы взросления Миши Шолохова, но тут он определился в своём жизненном пути, и стены этого дома видели муки творчества и радость от первых изданных произведений начинающего литератора Шолохова. В этом доме зарождалось семейное счастье Михаила Александровича, сопутствующее его жизни более пятидесяти лет, тут родился первенец — дочь Светлана. Именно под сводами каргинского дома был рождён замысел создания романа-эпопеи "Тихий Дон".
     Каков он сегодня — каргинский дом Михаила Александровича Шолохова? Его обстановка воссоздана по воспоминаниям самого писателя. Вот комната, где Михаил Александрович начинал писать — стол с секретером, на котором керосиновая лампа и портрет А.С. Серафимовича — творческого наставника, поддержавшего Шолохова в литературном творчестве. Тут же чернильница с пером и листки рукописных текстов. На стене в проёме окон над столом фотография родителей писателя, в угловом — фотография Шолохова-гимназиста... В углу невысокая этажерка с книгами. У большой кровати к потолку приспособлена детская люлька-качалка. На стене зеркало в справной оправе. В другой комнате — огромный сундук при самоваре, кровать; на крохотной кухоньке утварь, необходимая хозяйке — посуда, плошки, кувшины. Печь выложена на кухне. Из сеней-приступок видна внутрянка тростниковой крыши — на чердак дома можно было попасть, не выходя на улицу. Это уже сегодня для удобства посетителей пол вымощен досками, а тогда он был глиняный. Сохранившаяся часть такого пола встречает гостей каргинского дома при самом входе.
     Апрельско-майская пора на Дону страдная! Вот и на усадебном огороде видны результаты трудов: высажен картофель — чёрным полем лежит тронутая земля, подготовлены гряды под бахчёвые. У бокового окна местечко под табак — Михаил Александрович был заядлым  курильщиком, и табачная самокрутка была постоянным его спутником. Отцвела садовая груша — осенью одарит плодами. За домом небольшой сад.
     Инициатором переезда в хутор Каргинский был отец писателя, поступивший на "торговую" службу к купцу Озерову. Хутор Каргин — не Кружилинский! В хуторе имелась не только церковно-приходская школа, но и мужское и женское приходское училище. Мужское приходское училище, где обучался Миша Шолохов, чудом сохранившееся до сего времени, и ныне украшает Каргинскую. Там восстановлен мемориальный класс — такой, каким его видел Миша Шолохов: огромная классная доска, шкаф с набором учебных принадлежностей, парты-столы — Миша Шолохов сидел за первым столом при входе в класс. На стене карты, портрет императора Николая II. Приходят посетители и удивляются скромной обстановке класса, хотя в ту пору каргинское училище было одним из самых престижных в округе.
     Первым учителем Миши Шолохова был Тимофей Тимофеевич Мрыхин — уважаемый на хуторе человек, "учёный" в науках. Именно благодаря его трудам маленький Миша познал азы грамоты и "цифирь".
     Была в хуторе и своя мельница, да не одна. Особой достопримечательностью была паровая мельница купца Каргина,  да ещё открытый тут же зал "синема" — кинематографа. Кино на хуторе тогда было особым шиком, не доступным другим хуторам — да что хуторам, станицам! Сегодня здание паровой мельницы стоит в "тиши", но и оно вскорости заживёт своей новой жизнью — работы по её обустройству уже ведутся.
     При кинотеатре "Идеал" в Каргине был свой театр, и уже в 1920 году на его сцене ставились пьесы, написанные Михаилом Шолоховым, в которых он играл и сам. Миша Шолохов долго не сознавался в том, что непосредственно он является автором ставящихся на сцене пьес, и на вопросы коллег о том, кто их написал, отвечал, что их присылает ему друг из Вёшек.
     Был при хуторе и богатый торг. Центром Каргина был майдан с церковью Покрова. Всяк люд жил в Каргине: и бедный, и богатый, были и особо зажиточные. Поэтому с торговлей тут было совсем иначе, чем в Кружилинском.
      
     Каргинская биография Михаила Александровича за последующие шестнадцать лет будет изредка прерываться учёбой в московской гимназии Г. Шелапутина и мужской гимназии Богучар и Вёшенской, жизнью в Москве и Ростове, станице Букановской и хуторе Плешаковском. Но так или иначе "дорога жизни" возвращала Михаила Александровича вновь в Каргинскую. Жизнь среди казаков, возможность видеть их горькие и радостные минуты, быть в гуще событий, "гулявших" по Верхнему Дону, дали писателю "хлеб насущный" для его будущих произведений, помогли крайне правдиво раскрыть жизнь казаков на Дону. Михаил Александрович был свидетелем знаменитого вёшенского восстания казаков 1919 года и даже знал лично его участников, в том числе казака Харлампия Ермакова, ставшего главным прототипом Григория Мелихова в "Тихом Доне". Тут, в лазоревой степи, на берегах реки Чир будет крепчать талант писателя Шолохова. Но став вёшенцем, спустя долгие годы, уже будучи известным мастером слова, Михаил Александрович не забывал Каргин: в центре Каргинской высится здание средней школы — подарок М.А. Шолохова родной станице. Ленинская премия писателя 1960 года полностью вложена в постройку нового здания школы.
     В 1926 году Михаилу Александровичу Шолохову всего 21 год. Уже вышли из-под его пера донские рассказы: "Нахалёнок", "Бахчевник", "Родинка" и многие другие. Увидели свет два первых сборника его произведений "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" с предисловием А.С. Серафимовича. Михаил Александрович Шолохов бесповоротно вступил на путь литературного творчества. В этом же году Шолохов, уже перебравшись в станицу Вёшенскую, начинает работать над романом "Тихий Дон". И это уже новый рубеж в жизни Михаила Александровича.