Александр Алиев __ ГОТИЧЕСКИЕ МИРАЖИ САРАТОВА
 Московский литератор
 №15 июль-август, 2018 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
ГОТИЧЕСКИЕ МИРАЖИ САРАТОВА

     Саратовский край, как, впрочем, и всё нижнее Поволжье, с самого начала был весьма пёстрым по национальному и религиозному составу. Здесь жили русские, украинцы, мордва, черемисы, татары, казахи, калмыки, евреи, даже цыгане… Ряд улиц Саратова и некоторых уездных городов носил и частично до сих пор носит этнические топонимы. Одной из самых значительных здешних диаспор считалась немецкая.
     МАССОВОМУ переселению немцев в Поволжье способствовали два Манифеста императрицы Екатерины II от 4 декабря 1762 и 22 июля 1763 года "О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают, и о дарованных им правах". Европейцы призывались обосновываться в "наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших местах Империи, до сего ещё праздно остающихся". В итоге же, остановились на Саратове, известном центре соляного и рыбного промыслов и волжской торговли.
     Манифесты произвели в Германии настоящий фурор. Многие люди, измученные Семилетней войной и тяжёлым экономическим положением, готовы были рискнуть всем на свете и отправиться в Terra incognita, столь щедрую на посулы. И вот группы завербованных из Вюртемберга и Лотарингии, Эльзаса и Баварии, Вестфалии и Саксонии, Силезии и Богемии во главе с вербовщиками потянулись в порты отправки Гамбург, Любек и Данциг, откуда, по мере формирования партий, отплывали в Петербург, Ригу или Ревель. Затем зарегистрированных и принявших присягу на верность императрице и новому отечеству переселенцев отправляли специальными обозами через Москву до самого Саратова. Хотя среди иммигрантов встречались не только собственно немцы, но и австрийцы, швейцарцы, французы, голландцы, датчане, шведы, их всех называли немцами-колонистами.
     С 1764 по 1772 год по обоим берегам Волги и вдоль её притоков — Большого Иргиза, Еруслана, Карамана — было создано 106 колоний, где проживало почти 24 тысячи человек. Крупнейшее заволжское поселение назвали Екатериненштадтом — в честь Екатерины II.
     Появление на этих землях иностранцев способствовало значительному хозяйственному развитию края во второй половине XVIII столетия. Отметим, что именно тут в России впервые стали выращивать картофель и табак.  
     МЕЖДУ ТЕМ собственно в Саратове вплоть до начала XIX века немцев было мало. По данным 1796 года их насчитывалось 137 человек, "из коих мужчин — 77 и женщин — 60". Сначала они проживали "на горах", между церквями Спаса Преображения и Духосошествия; там же возникли и постоялые дворы для колонистов, наведывавшихся в город по своим делам.
     Потом для немцев был отведён первый квартал Немецкой улицы, между Никольской и Александровской (ныне проспект Кирова между улицами Радищева и Максима Горького). Каждой немецкой семье отрезали  по 15 саженей земли в ширину и по 40 саженей в длину, на которой колонисты разбили сады.
     В первые годы своего существования община не имела ни священников, ни храмов. Для богослужений построили единый для католиков и лютеран молитвенный дом — недалеко от современного сада "Липки". Время от времени из колоний приезжали католический священник и лютеранский пастор, поочерёдно справлявшие богослужения. И тогда "сторож вызывал немцев всех вероисповеданий в молитвенный дом, и, несмотря на религиозную рознь, лютеране и католики молились вместе: чужая сторона сплотила вероисповедания, доселе враждебные".
     НУЖНО отметить, что лютеране среди саратовских немцев традиционно преобладали, поэтому они первые с дозволения императрицы и губернатора И.Г. Нефедьева начали строить для себя церковь.  
     Первый же католический храм появился в городе только в 1805 году. Был он деревянным и стоял на самой Немецкой улице, а количество тамошних прихожан долгое время не превышало 700 человек.
     Между тем в 1848-м, согласно конкордату между Ватиканом и Россией, к уже существовавшим у нас (не считая Привислинского края) шести латинским епархиям прибавилась седьмая — Тираспольская, объединившая приходы иностранных поселенцев на юге Империи. Поначалу Римский Двор и папа считали удобным расположить епископию в уездном городе Херсонской губернии — Тирасполе. Но там не оказалось даже костёла, не говоря уже о помещении для епископа, консистории и семинарии. Поэтому предложено было временно поместить эту епархию в Саратове, как центре немцев Поволжья, значительная часть коих исповедовала католичество.   
     Создание новой латинской епархии вызвала бурный всплеск эмоций. Губернская администрация опасалась распространения римско-католической веры и сближения саратовского купечества и мещан с католическим духовенством и людьми других вероисповедания. Сказывалась также разница в материальном положении католических и православных священнослужителей.
     Командированный в 1857 году из Петербурга в Саратов действительный тайный советник П.Н. Батюшков (сводный брат знаменитого поэта К.Н. Батюшкова) по возвращении представил Министерству внутренних дел вывод о безвыгодности и даже вреде пребывания в здешнем крае кафедры католического епископа. Доклад был представлен императору Александру II, а тот вынес категорическую резолюцию: "Сообразить немедленно о переводе Тираспольского епископа из Саратова в Тирасполь или в другое место, которое окажется более удобным". Но, несмотря на это, латинская епархия по неизвестным причинам так и осталась в Саратове.  
     И  ТЕПЕРЬ встал вопрос о замене уже порядком обветшавшей деревянной церкви новым каменным собором. Разрешение на его постройку было получено лишь в 1873 году, и тогда же состоялась закладка фундамента. Все работы завершились к октябрю 1880-го, а спустя несколько месяцев епископ Франц Ксавер Цоттман торжественно освятил храм во имя Святого Климента, папы Римского.
     Кафедральный собор в неоготическом стиле (проект архитектора К.А. Невского) сразу же стал одной из достопримечательностей города, его описания включались во все путеводители.
     Главный фасад с двумя высокими башнями-колокольнями, увенчанными узкими шпилями, украшала статуя апостола Петра.
     Внутри было ещё красивее: позолоченный алтарь с дарохранительницей под балдахином и двумя коленопреклонёнными серафимами, держащими подсвечники; витражи с изображениями святых; искусная дубовая балюстрада. Потолок и боковые алтари покрывала великолепная живопись, среди которой выделялась копия знаменитой картины К.П. Брюллова "Вознесение Богоматери". Статуи Девы Марии, папы Пия V и мученицы Филомены были заказаны во Франции.
     Также специально для собора известный варшавский мастер Потельский изготовил орган, отличавшийся мощным и гармоничным звучанием.
      У самого алтаря помещалось большое серебряное сердце, где высечены были имена всех крупных жертвователей на строительство.
     Службы в соборе Св. Климента продолжались вплоть до середины 1930-х годов, после чего он был закрыт. Кое-что из внутреннего убранства попало в Саратовский областной музей краеведения.
     Само же здание, изменённое неоднократными переделками, обращено в кинотеатр "Пионер", каковым и является до сих пор. Впрочем, оригинальные стены сохранились практически целиком: снесены лишь верхние части башен, заложены кирпичом оконные проёмы, сделано несколько пристроек. А если внимательно посмотреть на кинотеатр сбоку, можно заметить следы готического орнамента от бывшего храма.
     Кроме того, ещё в 1867 году на здешнем католическом кладбище (за станцией Саратов-I) была поставлена часовня Воздвижения Креста Господня; после войны её переделали под жилой дом.   
      
     КАТОЛИЧЕСКИЕ и протестантские храмы придавали своеобразие и волжским иноземным поселениям.      Изначально их предполагалось создавать по религиозному принципу, хотя, учитывая обстоятельства колонизации, населить колонии представителями одного вероисповедания не представлялось возможным. В первые годы протестанты были вынуждены селиться вместе с католиками — так, в лютеранских колониях Антон, Нижняя  Добринка и Швед проживали католические семьи. И всё же со временем во всех поселениях сложился однородный конфессиональный состав.    
     Всех католиков в Саратовской губернии насчитывалось примерно 20 000, и сосредоточены они были, в основном, в Камышинском уезде. Подобно другим колонистам, они оказывались "весьма попечительны о церквях в своих колониях и один перед другими соревнуются в том".
     Уже в середине XIX века буквально везде шла замена возведённых казной при основании колоний временных молельных домов "прекрасными вновь строящимися церквами". Пик такого строительства пришёлся на 1860-1870-е и 1900-е годы, когда к проектированию привлекались профессиональные мастера. Именно эти храмы были да и теперь остаются главным олицетворением немецкого зодчества в Поволжье.
     А самые замечательные из них — те, что сооружались в готическом духе. Тогда Министерство внутренних дел разрешило Саратовской Конторе иностранных поселенцев руководить культовым строительством в колониях и пользоваться элементами традиционной европейской архитектуры.
     МНЕ довелось однажды попутешествовать к югу от Саратова и увидеть некоторые из таких храмов. Сразу отмечу: они и в руинированном состоянии производят незабываемое впечатление. Эти стены из местного двухцветного кирпича, выложенные белокаменными деталями, эти стрельчатые арки и окна, витражи-розы, эти башенки с крестами….   
     И если в областном городе немецкие архитектурные следы практически стёрты, то здесь, среди волжских просторов, встреча с готикой рубежа XIX-XX столетий потрясает словно мираж.
     На первое место следует, безусловно, поставить католическую церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в селе Каменка (бывшая колония Бэр), в 140 километрах по дороге на Волгоград.
     Поселение это было основано в 1765 году выходцами из Майнца, Вюрцбурга и Восточной Пруссии на берегу живописной реки Иловли, там, где в неё впадает речка Каменка.
     Развитие колонии шло быстрыми темпами: в конце позапрошлого века она стала центром одноимённой волости Камышинского уезда, а здешнее население перевалило за три тысячи человек.
     Самый первый деревянный храм возник в Каменке в 1797-м. Второй — также из дерева — сгорел при пожаре, после чего службы на протяжении семнадцати лет проводились в переоборудованном доме. И только в 1907 году было сооружено нынешнее великолепное неоготическое здание.
     К сожалению, после ликвидации прихода церковь обратили в склад и техническое помещение МТС. Внутреннее убранство оказалось полностью утраченным, вдобавок в 2004-м сгорели кровля и шпиль колокольни, после чего исчезли и остатки росписи. Однако сами стены избежали масштабных разрушений, ибо строились немцами на века: в раствор традиционно добавлялся яичный желток.
     ЧТОБЫ попасть в село Песчаное (Ровенского района), нужно перебраться на левый берег Волги. Худо-бедно уцелевший здесь католический храм потрясает не своими размерами, а тем, что стоит буквально в чистом поле. Вокруг почти не осталось строений, а на спутниковых картах видны лишь границы бывших участков.
     История колонии Мариенберг, по сути, закончилась в 1940-х годах, с выселением отсюда немцев. Сейчас тут насчитывается всего 33 человека, и то это приезжие.
     Краснокирпичное здание церкви было возведено на рубеже XIX-XX веков. Колокольня оказалась снесённой, а само сооружение отдано под зернохранилище.  Внутрь бывшего храма зайти невозможно, однако через единственное незабитое окно видны элементы отделки и даже остатки фресок — "Бегство в Египет", "Детство Иисуса" и др.  
     Не в пример лучше выглядит часовня Неустанной Помощи Девы Марии, приписанная прежде к католическому храму Святых Петра и Павла в селе Ровном (Зельманн).
     ЧТО станет дальше со всем этим архитектурным наследием — сказать очень сложно. Немцев в Саратовской области осталось мало и официально памятники здешнего германского зодчества им не принадлежат. Католическая община в Саратове сейчас возрождена, но носит она уже другое название, да и новый кафедральный собор выстроен уже на другой улице и в совершенно ином стиле.
     А старые немецкие храмы, за малым исключением, увы, так и остаются заброшенными.