Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

 РЕЧЬ ПЕРЕД СТУДЕНТАМИ 1-ГО СЕНТЯБРЯ

Вл. ГУСЕВ

Дорогие друзья, день сегодня одновременно праздничный и рабочий. Поздравляю с праздником - с началом учебного года; но по свойственному мне занудству буду говорить о второй, о рабочей стороне дела. На мой взгляд, перед молодыми литераторами сейчас стоят острые проблемы. Проблемы общего порядка. И одновременно рабочие. Так что именно сегодня уместно говорить о них: без подробностей и при этом именно по-рабочему. Назову некоторые из этих проблем. Заново стоит проблема "Искусство и политика". К слову "политика" сейчас многие, а особенно молодые, испытывают отвращение. О причинах нечего говорить, они известны. Но художественное творчество ко всему имеет отношение, и к политике тоже, конечно. А уж тем более в русской традиции. После всех передряг этих полутора десятка лет молодой литератор стоит перед проблемой заново в принципе определить для себя, как соотносится искусство с политикой и вообще как тут быть, в данном вопросе.

И ежели сей вопрос в известном смысле традиционен для нашей литературы XVIII-XX веков, только вот стоит заново и по-новому, то второй вопрос, который я назову, сам по себе сравнительно нов для последних десятилетий. Исподволь он назревал давно, но именно исподволь. Сейчас он вышел в духовном отношении чуть ли не на первый план. Этот вопрос, проблема - "Искусство и религия", уже - "Искусство и церковь". (Вообще-то религия и церковь - тоже разное, о чём ныне многие тоже склонны забыть). Соотношение этих духовных сфер неоднозначно и остро. Что отразилось и на истории вопроса. Предтеча обеих христианских церквей Платон желал выгнать поэтов из идеального государства. Шеллинг считал художественное "озарение" высшей сферой духа. Ну и так далее... Вопрос настолько духовно интимный и щепетильный, что я не буду о нём далее распространяться в этой публичной речи. Сей вопрос каждый деятель духовной культуры решает сам для себя.

Третья проблема - это отношение к старшим и со старшими. Проблема поколений ныне заново обострилась, причём в ином плане, чем оно бывало ранее. Есть проблема вины старших (но не военного, т.е. самого старшего!) и средних поколений, есть проблема поведения самой молодёжи. Лишь в нашей традиции есть такой почти официальный термин (придуманный Пришвиным) - "творческое поведение". Речь идёт о соотношении морали творческой и житейской, о противоречиях и о стремлении к гармонии в данной сфере. Я думаю, тут понимают, о чём речь.

Можно и продолжать в этом роде, но речь есть речь, а не трактат.

Я только хотел напомнить, что на молодёжь, вступающую в литературу, сейчас ложится ответственность большая, чем она сама, эта молодёжь, порою предполагает. 

Желаю вам успешно решать те трудные проблемы, которые стоят перед вами.

Обсудить на форуме.

 

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru