Юрий Богданов __ ТАКАЯ ЖИЗНЬ…
 Московский литератор
 №24 декабрь, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
ТАКАЯ ЖИЗНЬ…
Валентина ПРЯДКО. "Паутина родства". Роман. — Рязань: "Литера М", 2017.

     Уважаемые читатели, вы держите в руках интереснейший роман поэтессы и прозаика Валентины Прядко "Паутина родства". Это первая часть  трилогии, которая охватывает большое временное пространство с многочисленными героями, неожиданными поворотами сюжета, яркими образами простых русских людей, живших и ныне живущих на просторах  России.
     Как говорит автор, хитросплетения сюжета взяты из самой жизни, поэтому и название произведения не надуманное, а вытекающее само собой, как широкая река на просторы бытия.
     Роман имеет несколько подзаголовков: "Истоки", "Становление", "Народные волнения", "Начало войны". Уже с первого раздела "Истоки" автор вводит нас в обстановку 1905 года и акцентирует на географическом  месте повествования (На равнине между речкой Свияга и озером Зиган, в двадцати верстах от города Симбирска, расположилось село с ласковым названием Кашинка). Здесь также важна историческая справка о происхождении села, с жителей которого и начинается роман.
     Разделы "Становление", "Народные волнения", "Начало войны" своими названиями отображают не только структуру романа, но и показывают судьбы героев в различных временных обстоятельствах.
     Реальный сюжет романа настолько интересен, что, кажется, такое  и придумать не всегда под силу маститому писателю. А в первую очередь, подкупают реальные характеры, выписанные чётко без каких-то "вывертов". Персонажам произведения начинаешь верить, переживать за них, они становятся близки читателю, как старые знакомые. В этом большую роль играют и русские имена: простые, глубинные, из самого сердца России.
     С первых строк романа мы встречаемся с одной из главных героинь — Аксинией и опытной свахой бабкой Акулиной, которая присмотрела девушку на выданье и начинает "действовать". Такое начало, казалось бы, ни на что не претендующее, даёт читателю самому пофантазировать.
     Однако здесь таится завязка всего романа.
     Две семьи — Борисовы (трудолюбивые, живущие в достатке) и Зыковы (менее зажиточные, с пьющим отцом). Молодой Лука Зыков влюблён в Аксинию, и она надеется, что он её будущий жених. Но судьба распоряжается по-иному: Борисовы засылают сватов в семью Аксинии. И хотя Аксиния не согласна, она должна подчиниться воле родителей и согласиться на свадьбу с молодым малознакомым Емельяном Борисовым.
     Для Лукьяна Зыкова — это трагедия, которая, как мы увидим в дальнейшем, изменит не только его характер, но и судьбу.
     Вот отрывок из ощущения Аксинии и Емельяна во время их встречи: "…Сердце Аксинии билось так, что готово было выскочить. Кружилась голова от ранее неведомого для неё чувства. Но была настолько красива и хрупка, как утренняя роса на лепестке только что распустившегося цветка. Аксиния не поднимала на него глаза, но он всё равно чувствовал, как она внутренне дрожала. От неё исходила какая-то заразительная чистота. Емеля обнял её и их губы слились в поцелуе. Желание обладать столь прекрасным созданием пересилило".
     Аксиния постепенно привыкает к мужу, но хозяйственный, добрый и всё более и более влюблённый в неё Емельян сумел наладить семейную жизнь. Это глубоко ранит Луку, не находящего себе места от душевной боли. В таком состоянии он встречается с Полиной. От этой мимолётной встречи у Полины рождаются две девочки, близнецы.
     Лукьян женится на Полине, и кажется, что жизнь удалась. Но глубокая обида, засевшая в его душе, время от времени не даёт Луке покоя.
     Оставим на время наших главных героев на распутье и поговорим о том, какими средствами Валентина Прядко добивается художественной выразительности характеров персонажей и самого текста. В нём нет "тяжёлых" причастных и деепричастных оборотов, он прост, но не упрощён, так как очень близок к народному говору. Каждый говорит по-своему, чем и отличается от другого человека. Это позволяет "не потерять" его из вида в "паутине", несмотря на то, что персонажей в ней очень много.
     Вот пример разговора с Акулиной Пантелея Лазаревича Борисова:
     " — Акулина Степановна, с просьбой я. Надумал женить Егорку. Без твоей помощи никак. Приглянулась ему Полина Зыкова. И слушать никого не хочет. Не знаю, что и делать? Посоветуй.
     — Мм…Да. Подумать надо. Я, Лазаревич, покумекаю, дай срок. А сам-то ты как? Чай, бобылём не станешь?
     — Я пока о себе не думаю. Забыть Аграфену не могу. Перед глазами так и стоит. Куда ни пойду, везде она. Такой уж больше не повстречаю.
     — Бог с тобой. Помолиться надо. Тоску на себя не наводи. Грех это. А жёнушку тебе найдём, не сумлевайся. Мужик ты в самом соку. Егорку женишь и сам определишься. Аграфену не вернуть. Царство ей небесное. Живой думает об живом.
     — Ты уж, Степановна, подсоби с Егоркой-то. А я пойду. Съездить в волость надобно.
     — Поди, поди, милок. Дело-то прежде всего. А я уж постараюсь.
     Удовлетворённый разговором, Пантелей Лазаревич вышел".
     Стремление к простоте текста, а скорее к его народности, вносит дополнительную краску, лёгкость восприятия, заставляет более внимательно следить за сюжетом романа. Одновременно "тормозит" поспешное чтение, давая возможность остановить взгляд на каких-то деталях.
     Вот ещё один текстовой пример:
     "Пришли рождественские морозы, остужавшие избы. Ковром лежал плотный с серебристым отливом, снег. Восток, окрашенный зарёю, медленно бледнел, растворяясь в небесных просторах. Скотину и птицу в хлевах согревали соломой. На Рождество детвора переходила от избы к избе напевая колядки:
     Маленький вьюнчик сел на стульчик,
     Снял колпачок, просит пятачок.
     Сельчане, возвратившиеся домой после праздничного богослужения, одаривали детей в основном сладостями. Несмотря на сильные морозы, до самых сумерек на улице был слышен детский смех. Не многие сельчане могли себе позволить накрыть праздничный стол по случаю Рождества".
     Как поэтесса, Валентина Прядко "даёт волю" лирическим отступлениям, картинам природы, без которых роман много бы утратил в художественном смысле. Эти отступления дают "отдохнуть" от бурлящих страстей персонажей, посмотреть их глазами на окружающий мир. Например:
     "Местные жители называли этот район "Подгорье". Ох! До чего же это место красивое. От Волги в гору поднимались сады. И по весне весь склон покрывался сплошным бело-розовым цветом. На вершине подгорье обрамлялось Венцом, с которого Волга просматривалась, как на ладони. Какова высь! Перед глазами открывались неоглядные просторы. Отсюда просматривалась чудесная картина. От утреннего зарева, Солнце, распушив огненные перья, поднималось к зениту. Тон зари постепенно растворялся в небесном куполе. И всё небо загоралось. С утра и до вечера слышна перекличка чаек. Но жители к этому привыкли и не обращали на шум никакого внимания".
     На полувековом пространстве романа от 1905 года и окончания Великой Отечественной войны мы прослеживаем, как меняются мысли героев, их судьбы.
     Пересказывать сюжет произведения нет смысла, так как вы сами будете читать и разбираться в "паутине родства" литературных и, возможно, реальных любимых и нелюбимых героев.
     Остаётся пожелать Валентине Прядко могучего здоровья и творческого вдохновения, чтобы мы увидели окончание романа, а читателям — удовольствия и положительной его оценки.