Иван Голубничий ИЗ НАДМИРНОГО СОСУДА Юрий ГОЛОС. "Такая Россия". Новая лирика. Том I. — М.: "Спутник +", 2017.
КНИГА стихов объёмом в девятьсот страниц — явление неординарное даже для нынешнего времени, тем более если эта книга являет собой первый том, предполагающий впоследствии выход как минимум второго и как минимум соотносимого объёма. Название "Такая Россия" и подзаголовок "Новая лирика" — звучат как будто бы с неким вызовом. В начале книги стоит авторский эпиграф: "Я — русский поэт… С этого и надо меня читать", и в этих словах авторское мировоззрение
выражено максимально определённо. В общем, книга сразу, ещё не будучи открытой и прочитанной, вызывает интерес — концептуальным замахом, обширностью творческих притязаний. В сущности, это не просто книга — автор представил читателю масштабный и амбициозный поэтический проект. Во всех внешних признаках этого проекта просматривается активная творческая позиция, понять которую в полной мере можно, только взяв на себя труд и ответственность прочитать эту книгу. Разумеется, проанализировать такой большой массив стихотворного
материала возможно лишь в полноценном исследовании. Рамки рецензии позволяют лишь выявить какие-то тенденции и обратить внимание на наиболее характерные признаки поэтического дарования Юрия Голоса.
Сразу с первых стихотворений читатель попадает в мощный энергетический поток, исходящий от поэтических текстов, увлекающий в свой водоворот.
Покоряющий писк вложения
благонравия – пенье птах:
это, может быть, как вторжение
о каких-то земных делах.
Накануне, когда, как водится,
закустившихся степень мест
с чернолесьем их не расходится,
был украдкою он окрест…
Образы стремительны и ярки, поэтическая логика причудлива и непосредственна, стихотворный ритм выстроен филигранно и живописно. В аннотации к книге сказано, что автор занимается живописью, резчик по дереву, скульптор малых форм. Все эти ипостаси наложили свой отпечаток и на его литературное творчество (несомненно, что и поэтическое вдохновение оказывает влияние на все его прочие дарование, по-другому не бывает). Стих его пластичен, эмоциональная стихия обуздана и направлена
в строгое, хотя и причудливое русло выверенных форм. Рифмы его — то точны, то приблизительны, но всегда органичны и свойственны русской традиции в её эволюционном развитии.
В годах грамматики преклонных
чрезмерно убавлялись силы –
замес в природе из короны
и сельских видов заносило
за привилегии предместий,
хрипя, буяня молодецки,
что вьётся и блестит для песни
и по-тверски и по-смоленски…
Разумеется, сопоставления условны и требуют известной осторожности, но, тем не менее, можно уверенно сказать, что в потоке поэтического самовыражения Юрия Голоса отчётливо слышатся интонации Хлебникова и Пастернака — природный хаос, организованный чувством языка и цельностью мировосприятия. Стих стремится бурным потоком, сметая на своём пути хрупкие преграды рационального и создавая собственные миры, которые, в свою очередь, будучи созданными, заставляют считаться со своими
своенравными законами.
Первозданно, будто на турнире,
оставаться с выдержкою терний.
Бой отраве! – за пропажу в мире
детских или взрослых озарений.
Кто-то к упущениям низводит,
не без их вмешательств отбракован.
До рисунка в кружевном узоре
слышу в небе заклинанья грома.
....Дуги из надмирного сосуда –
жду и жду, когда они валами
волн оздоровительными всюду
лягут как ручные под ногами.
При таком значительном объёме книги обращает на себя внимание её внутренняя цельность, подчинённость внутреннему замыслу. И название — "Новая Россия" — не случайно имеет столь "общий", но в то же время ёмкий характер: в его рамки заключено обширное и, в определённом смысле, всеобъемлющее содержание.
Книга многопланова и полифонична. Есть в ней и социальность, выраженная в лирических координатах; и философичность, облечённая в нервную плоть поэтической образности; но всё в целом – это, несомненно, голос поэта-лирика. В чём новизна этой лирики, продекларированная в подзаголовке? Разумеется, это в известной степени своего рода фигура речи — ибо что может быть новое? Всё так или иначе уже было. Возможно, эпитетом "новая" по отношению к лирике Юрия Голоса есть основания
определить смелость и непосредственность стилевых средств, освобождённость его поэзии от благонамеренной риторики и ложного пафоса, максимальное самовыражение при высоком уровне поэтической самодисциплины? Для того, чтобы глубже вникнуть в эту проблему, необходимо более глубокое исследование, предполагающее структурирование книги по тематическим направлениям и техническому инструментарию. Одно несомненно: его поэтический герой является носителем русского национального мировоззрения, он стремится максимально освободиться
от стереотипов и бытовых наслоений, чтобы явить читателю своё поэтическое видение в максимально чистой форме.
И не столь уж важно — будет ли второй том у этого масштабного творческого проекта, или же обозначение книги как первого тома — это лишь креативный приём, направленный на то, чтобы привлечь читателя и заставить услышать обратить внимание. Книга состоялась именно как книга, и значительность её объёма оправдывается концептуальной разработанностью и художественной наполненностью. Читатель у неё будет квалифицированный и взыскательный, он найдёт в книге и новизну, и лирику, и Россию,
и ещё многое, оставшееся за рамками этой краткой рецензии.