Александр Алиев __ ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ АРМЯНСКОЙ
 Московский литератор
 №13 июль, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ АРМЯНСКОЙ

     "Визитной карточкой" этой этнической общины в нашей столице издавна является Армянский переулок. Здесь находится один из лучших образцов архитектуры московского классицизма – бывший Лазаревский институт восточных языков, а напротив него прежде стояла армянская Крестовоздвиженская церковь (Сурб-Хач, "Святой Крест")…
      
     ВЕСЬМА любопытно самое первое свидетельство об армянах в Москве — летопись 1390 года сообщает среди прочего: "Загореся посад за городом от Авраама, некоего арменина".
     Создав ещё задолго до Рождества Христова великую державу, армяне впоследствии из-за многочисленных политических потрясений рассредоточились по всему свету. Изначальными армянскими поселенцами Москвы оказались купцы, во всяком случае, городские летописи конца XIV века упоминают торговый "армянский ряд". Выражение же "посад за городом" обозначает, скорее всего, территорию Китай-города.
     Вслед за купечеством в Первопрестольную потянулись ремесленники, оружейники, ювелиры, строители, врачи, переводчики-толмачи, художники. Хорошо известно, например, имя придворного изографа Богдана Салтанова, трудившегося при Оружейной палате. Небезынтересен также факт посвящения одного из приделов знаменитого Покровского (Василия Блаженного) храма священномученику Григорию Великая Армения.
     Вообще, тогдашние рядовые русские люди не чувствовали большого различия между Православием и армянским вероисповеданием, охотно общались и пировали с армянами, допускали их в свои церкви, дружили и вступали с ними в брак. Какая-то часть армян уезжала обратно на родину, но многие оставались в Москве навсегда. Таким образом, к началу XVIII века здесь сложилась небольшая армянская колония. Небольшая — потому что, в отличие, допустим, от грузин, армяне массово селились тогда и в Астрахани, и даже в только-только основанном Петербурге.
      
     ЕДИНСТВЕННЫЙ значительный прирост московской армянской общины наблюдался в 1720-х годах и связан он был с эмиграцией в Россию грузинского царя Вахтанга VI. В многочисленной свите его находились и представители армянской знати, выходцы из нахичеванского города Джуга (ныне Джульфа): Шериманы (Шахриманяны), Лазаревы (Егиазяряны), Деляновы (Делакьяны), Сумбатовы (Смбатяны), Хастатовы (Астатяны), Калустовы (Галустяны) и др. Эти фамилии стали наиболее влиятельной частью национальной диаспоры и активно способствовали становлению братских русско-армянских связей.
     Первых армян-эмигрантов русские власти селили в Китай-городе. Затем им выделили местность в царском селе Воздвиженском, у Пресненских прудов, и там появилась деревянная армянская церковь Успения Богородицы, снесённая лишь при советской власти. Когда же Воздвиженское было окончательно подарено царю Вахтангу и превратилось в Грузинскую слободу, главным местом обитания московских армян стал старинный Столпов переулок близ Маросейки.
      
     РАСЦВЕТ данной местности тесно связан с купеческой семьёй Лазаревых, официально возглавлявшей армянские общины Москвы и Петербурга. Обладая огромным состоянием, Лазаревы начали предпринимательскую деятельность с шёлковых мануфактур, а после направили свои интересы в сторону горного дела, и вскоре превратились в крупнейших владельцев горнозаводских предприятий.
     В 1779 году барон Иван Лазаревич Лазарев на собственные средства основал в Столповом переулке вышеупомянутую Крестовоздвиженскую церковь, которая возводилась по проекту выдающегося петербургского архитектора Юрия Фельтена. (Он же, кстати, спроектировал армянскую церковь Святой Екатерины на Невском проспекте.) С той поры переулок получил название Армянского. При перестройке храмового здания в 1820-х годах крепостным зодчим Тимофеем Простаковым внешние и внутренние скульптурные работы исполнил ваятель Иван Витали. И всю эту красоту, увы, снесли в 1930-м, на её месте поставили школу. Осталось лишь здание бывшей церковной богадельни.
     Квартал вокруг Армянского переулка сравнительно мало пострадал от Великого пожара 1812 года. Рассказывают, что поселившийся здесь некий благородный французский генерал, а также приближённый мамелюк Наполеона Рустан (родом армянин) просили императора, чтобы весь район от Покровки до Мясницкой был сохранён и не подвергался бы огню, для чего были сделаны соответствующие распоряжения и расставлены французские военные караулы.
      
     ШИРОЧАЙШУЮ известность Армянский переулок приобрёл благодаря Лазаревскому институту восточных языков. Лазаревы в числе других семей армянских переселенцев были крайне заинтересованы в распространении образования среди армянского юношества. Иван Лазарев в своём завещании предписывал брату и наследнику Екиму (Иоакиму) внести в Московский опекунский совет 200 тысяч рублей ассигнациями, дабы "имеющею составиться из процентов значительной суммою соорудить со временем приличное здание для воспитания и обучения бедных детей из армянской нации". Соседство со старейшим в России университетом должно было содействовать лучшей организации учебного процесса.
     Лазаревский институт прошёл славный путь от скромного училища с элементарным обучением для 30 воспитанников до привилегированного института I класса с правами лицея и состоящего из одного приготовительного, семи гимназических и трёх специальных классов. Институт обладал прекрасной библиотекой — к 1914 году её собрание насчитывало более 40 тысяч экземпляров. Среди них значилось немало редких книг и манускриптов, а подлинным раритетом была первая армянская рукопись, имеющая точную дату, — Лазаревское евангелие 887 года. На всю образованную Москву славились коллекции здешних Нумизматического и Минералогического кабинетов.
     Нельзя не упомянуть и о собственной институтской типографии, имевшей 21 образец шрифта для европейских и азиатских языков. В числе множества учебников, пособий, словарей, монографий и т. д. здесь было, между прочим, отпечатано первое собрание сочинений Фёдора Михайловича Достоевского в двух томах.
     Великолепный архитектурный ансамбль института, включая внушительную ограду с фигурами львов, целиком дошёл до наших дней. Во дворе благополучно сохранился и один из первых по времени сооружения (декабрь 1822 года) памятников Москвы — чугунный обелиск, увековечивающий заслуги Лазаревых. В советский период здесь располагались Институт востоковедения АН СССР, издательство "Восточная литература", а в левом флигеле — Постоянное представительство Армянской ССР. Теперь же всё здание занимает посольство Республики Армения в России.
      
     ПРОГУЛИВАЯСЬ по столице, мы можем встретить ещё целый ряд знаковых армянских мест. В первую очередь, это, конечно же, старинное Армянское кладбище, раскинувшееся как раз напротив Ваганьковского. Увидим тут единственную уцелевшую с дореволюционных времён армянскую церковь во имя Святого Воскресения с поминальным домом. Увидим захоронения выдающихся представителей военного дела, науки и культуры.
     На Трифоновской улице (недалеко от проспекта Мира) открыт недавно грандиозный Армянский храмовый комплекс — один из духовных центров армян России.
     Ну, а кто из нас не любит бывать на ВДНХ? Среди расположенных тут многочисленных построек в стиле сталинского ампира мы заметим и павильон (торгово–выставочный центр) "Армения". Правда, вначале он строился как павильон "Сибирь", затем носил название "Угольная промышленность" и лишь с 2003 года пребывает в нынешнем качестве. Изначальный же республиканский павильон на площади Дружбы Народов был искажён перестройкой в 1960–е годы и называется теперь "Здравоохранение".
     Достаточно обширна и "армянская" топонимика нашего города, в том числе улицы, носящие фамилии знаменитых армян.
     Так, ещё в 1922-м Малая Серпуховская улица была переименована в Люсиновскую — в память Люсик Лисиновой (Лисинян), студентки-большевички, агитатора, разведчицы и связной, убитой пулей юнкера в ходе октябрьских боёв 1917 года на Остоженке. Её же имя носят и три переулка в Замоскворечье.
     А, скажем, в районе Хорошёво-Мнёвники есть площадь Маршала Бабаджаняна. В Отрадном появилась улица Хачатуряна — великого композитора, большую часть жизни прожившего в Москве. В честь непревзойдённого художника–мариниста Ивана Айвазовского названа улица в Черёмушках. На юго-западе столицы находится улица Коштоянца, названная в честь видного учёного, много лет возглавлявшего Институт Естествознания АН СССР. А в названии одной из бывших Песчаных улиц (близ Ленинградского проспекта) — улицы Алабяна — была увековечена память архитектора Каро Алабяна, автора проектов зданий Центрального театра Красной Армии в форме звезды, павильона Советского Союза на Всемирной выставке в Нью-Йорке, Морского вокзала в Сочи, проекта послевоенного восстановления Сталинграда.
      
     ПО САМЫМ последним данным, численность московских армян составляет около 110 тысяч человек, и уступают они здесь только русским, украинцам и татарам. Свято почитая многовековые традиции своего народа, они по мере сил и дальше развивают российско-армянские отношения.