Евгений Скоблов КОТ В ЛАБИРИНТЕ И КОЕ-ЧТО ЕЩЁ Хелью РЕБАНЕ. "Кот в лабиринте". Сборник рассказов. — М.: "Ridero", 2016.
Новая книга Хелью Ребане, сборник рассказов "Кот в лабиринте" содержит как новые работы писательницы, так и публиковавшиеся ранее, ещё в советских, популярнейших периодических изданиях 1980-1990 годов: "Вокруг света", "Искатель", "Юность", "Смена". Примечательно, что они и сегодня читаются с интересом. Их нельзя отнести к произведениям лишь "своего времени", а это показатель не только мастерства автора, но и поразительного
чувства предвидения, умения распознавать тенденции развития общества.
Книга состоит из двух частей — фантастики и реалистических рассказов, но я бы не стал проводить чёткое разграничение между ними. У Хелью Ребане очень тонкое ощущение грани между реальностью и вымыслом при работе над материалом, и она умело передаёт это читателю.
Этот баланс между реальным и фантастическим придаёт творчеству Х.Ребане особое звучание. Миры Ребане созданы не на пустом месте, а на основе явлений, окружающих нас в повседневной жизни.
Ребане умеет в небольшом по объёму рассказе представить и осмыслить глобальную проблему. Две, максимум три фразы, и читатель уже "в теме". Несколько страниц, и повествование окончено. Быстро и ярко. Следующий рассказ совершенно не похож на предыдущий. На первом плане — интересная, захватывающая идея. Многие рассказы имеют подтекст. В фантастике это параллели с реальностью. Яркий пример — рассказ "Бабочка", порождающий множество ассоциативных образов и представлений
о соотношении добра и зла, об ответственности человека за свои поступки.
Умение говорить просто о вещах сложных — вторая отличительная черта творчества Ребане. Благодаря этому читатель не просто воспринимает сюжет и собственно идею того или иного произведения, но и становится сам (иногда того не замечая) на позиции и точку зрения автора, а элементы фантастики воспринимаются как нечто, само собой разумеющееся.
Некоторые рассказы, написанные в притчевой манере, подводят читателя к размышлениям о разных жизненных явлениях. В рассказе "Стена" муж и жена перестали замечать друг друга. Их отчуждение трансформируется в невидимую, но прочную, глухую стену. Как тут не вспомнить слова Станислава Ежи Леца: "Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены". Стена в рассказе Хелью отделяет самых близких людей. Эта "простая" история затрагивает
проблемы, которые в наше время становятся всё более трудноразрешимыми. Люди "уходят" в Интернет.
В рассказе "Выигрывают все" Ребане исследует мотивы человека, желающего при минимальных затратах получить всё и сразу. Рассказ, написанный в конце прошлого века, звучит современно, поскольку актуальна сама идея: "за всё нужно платить". Или расплачиваться…
Философский взгляд автора на феномен равновесия в природе и социуме прослеживается в рассказе "Исцеление художника". Художник почти гениален, но болен. Когда он выздоравливает... Впрочем, не буду пересказывать.
"Город-веретено" — повествование об абсурдности, нелепости и ненужности некоторых творений ума и рук человеческих. Поразительно, сколько смысловых параллелей возникает, если представить себе общество, которое создаёт подобные города.
Сюрреализм, часто присутствующий и в реалистических работах Ребане, выглядит и естественно, и оригинально. В "полотно" рассказа органично вплетены элементы мистики ("Скелет"). Такое сочетание — "фирменный" знак рассказов Х.Ребане, и речь не только об уникальном стиле, но и о неповторимости ощущений читателя, часто на уровне подсознания.
Отправная точка рассказа "Моя голова" — роман Александра Беляева "Голова профессора Доуэля", но развитие сюжета перенесено в наше время. Изменились и далеко ушли вперёд не только наука и техника. Претерпела существенные изменения и сама шкала общечеловеческих ценностей, отношение к жизни и в целом мировосприятие человеческого общества. Этот рассказ, можно сказать, "пронизан" простым вопросом: "А что необходимо современному человеку
для того, чтобы быть счастливым?" Оказывается, ничего, кроме его собственной головы. И главному герою, вернее, голове главного героя удается убедить в этом некоторых своих подчиненных…
Когда я читал рассказ "Не все деревья одинаковые", на память пришёл "текст за кадром" в начале фильма "Ирония судьбы, или с лёгким паром": "… одинаковые лестничные клетки, окрашенные в типовой приятный цвет, типовые квартиры, обставленные стандартной мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки…". Хелью Ребане рисует картинку общественного устройства, где всё одинаковое: квартиры, выполнение служебных обязанностей, подарки жёнам…
Правда, "красавицы-жёны" каждый день разные, но в своей постоянной сменяемости и практическом отсутствии каких-либо сущностных отличительных признаков, так же одинаковы. Но Личность нуждается в Свободе. В один из типовых "семейных вечеров", герой встречает родственную душу…
Ещё одна интересная сторона книги. Я не нашёл откровенно отрицательных героев. Преступник в рассказе "Чёрный силуэт", убивший своего соседа-писателя, автора детективов — какой-то жалкий, анекдотичный тип. Да, в рассказе "Аналитик" показана банда грабителей, но гротескно, с юмором.
Рассказы Ребане проникнуты тонким, я бы сказал, изящным юмором. В рассказе "Сила комплимента" друзья собрались, чтобы для "релаксации" говорить друг другу приятное. Одному из участников сделали "комплимент", что из него получился бы хороший… наёмный убийца. "Комплимент" оказался пророческим...
Даже в "серьёзных", окутанных "дымкой печали" вещах можно уловить нотки тонкой иронии, незлобивого подтрунивания автора над своими персонажами, что добавляет яркости в краски повествования.
Почти все рассказы имеют "вневременной характер", ибо психологическая составляющая в творчестве Ребане доминирует.
Творчество Хелью Ребане оригинально по многим основаниям. Ей удалось в наши дни развить и усовершенствовать свой уникальный стиль, а следовательно, определить своё место в современной литературе. Почему название сборника "Кот в лабиринте"? Рискну предположить. Этот рассказ — модель жизни, притча о борьбе, о том, что и в безвыходной ситуации необходимо верить в удачный исход. Это жизненная позиция автора, а может быть, один из основных принципов творчества
Хелью Ребане: когда Выхода нет, в действительности, он есть.
За книгу "Кот в лабиринте" Хелью Ребане награждена Дипломом литературного конкурса Московской городской организации Союза писателей России "Лучшая книга 2014-2016" в номинации "Проза".