Лев Нижегородский __ "…ОБМАНЧИВА ЛЕСНАЯ ТИШИНА…"
 Московский литератор
 №11 июнь, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Лев Нижегородский
"…ОБМАНЧИВА ЛЕСНАЯ ТИШИНА…"
Юрий МУРАШКИН. «Задушевностью слова». Стихотворения.– М: ООО «РИТМ», 2017.

     Только что на прилавках книжных магазинов появилась новая, уже известного многим читателям поэта Юрия Мурашкина, книга под названием "Задушевностью слова". Объёмный томик стихотворений в переплёте привлекает нас замечательным оформлением, сделанным с любовью. Но что самое главное — это, конечно же, содержание.
     Книга состоит из трёх частей, в которые входят 25 разделов. Каждый имеет своё название. Это помогает читателю сразу находить стихи по тематике, понравившиеся ему "с первого взгляда". Назову лишь несколько разделов: "Поклоны природе", "Иду за солнцем", "Нежные признания", "Вечерний зов", "Наедине с собой", "Орбиты раздумий", "Люблю коленопреклонённо", "Служу России", "Живу православным и русским", "Печаль моя светла", "Животные, как люди", "С израненной душой", "П. И. Чайковский"  и другие.
     Мы видим разнообразную тематику стихотворений, что весьма радует. Любовь к природе определяет многое в человеке. Вот один из начальных стихов:
      
     Люблю я чистоту берёз
     К ним с неба дух слетает в плоть.
     Читая тайнопись берёст,
     Постиг слова твои, Господь.
      
     Уже эта строфа определяет связь с природой и Богом, без которого, как понимает автор, ничего не может существовать на Земле. Вот, например, как красочно рисует Мурашкин осеннюю картину: "Жёлтый лист, опадающий с клёна, Мягко кружит, дрожа на ветру. Тихим вальсом листвы золочёна, Осень мирно пришла ко двору…".
     Естественно, что глубокие чувства к природе рождают любовь к человеку вообще и особенно к любимой женщине:
      
     Вы так особенны, ни с кем Вас не сравнить.
     Всё так никчёмно, если я не с Вами.
     Всегда спешу колени преклонить
     И одарить Вас нежными цветами.
      
     Я Вас земную не могу признать,
     Не надо крыльев Вам, достаточно разбега,
     Раскинув руки, полететь на небо,
     Успев о близком счастье загадать.
      
     К таким проникновенным стихотворениям относятся, входящие в разделы "Нежные признания", "Вечерний зов", "Серебряной тропой", "Наедине с собой". Надо сказать, что любовная лирика "сверкает звёздами" и в других разделах. Она, как луч света, пронизывает всю книгу поэта. Можно приводить десятки стихотворений  и образов, но необходимо остановиться на другом.
     "Служу России" — так называется раздел, если можно так назвать, "патриотики".  В настоящее время поэты (и многочисленная пишущая братия) стараются избегать данной темы, так как она сложная, открытая и в ней легко перейти от поэзии к плакату.  Тем похвальнее, что Юрий Мурашкин смело берётся за неё и, оказывается "в выигрыше":
      
     Крым родной, ты уж два с лишним века
     Наша радость, и гордость, и боль.
     Кто едва Перекоп переехал,
     На глазах слезы чувствует соль.
      
     Ты как будто вернулся из плена,
     Из разрухи в забвенье чужом.
     Только память людей не истлела
     О твоём назначенье большом.
      
     Проникновенно написаны "Ленинградский метроном", "К Дню защитника Отечества", "Подарил нам Тёркина Твардовский", "Гарь пожарищ черней терриконов", "Восходит над страной рассветная заря". Особенно запоминается стихотворение "Я заплачу о каждом солдате", где поэт говорит о слезах, проникающих в самую душу, когда слёзы на глазах выступают сами собой: "…Он лежит, молодой и убитый, Так мне больно, что грудь моя Будто тоже пулей побита В том бою, из того же ружья". Но заканчивается стихотворение мажорно:
      
     Я в бою ни за что не заплачу,
     Там нужны мне сухие глаза.
     Но теперь сколько влаги я трачу!
     Что ни память — бежит слеза.
      
     А вот современную жизнь Юрий Мурашкин старается осмыслить через сложнейшую поэтическую форму — венок сонетов, названный коротко и ёмко  — "Честь имею". В нём как бы "раскрывается" вся нравственно-духовная основа нашего современного человека, прожившего большую жизнь, много повидавшего, прочувствовавшего и сделавшего для себя глубокие выводы. Произведение читается с интересом и, думается, будет полезным для молодого читателя. Второй венок сонетов "Санкт-Петербург. Павловский дворец и Павел первый" исторический и тоже читается с увлечением. Это что касается крупных форм поэзии.
     В остальных тематических разделах книги стихотворения дополняют друг друга, как будто становятся маленькими поэмами, не связанными общим сюжетом. К ним можно отнести "П.И. Чайковский. "Времена года". Поэт полон желания осмыслить замысел композитора:
      
     В образах музыки — слёзы на счастье.
     Грусть расставания, нежность признания.
     Всплески восторгов, возвышенность страсти.
     Взлёты мечтаний и воспоминания.
      
     Сцены из быта, картины природы,
     Снег ли ложится, тройка ли мчится —
     Каждое время бегущего года
     Трепетно музыкой в сердце стучится.
      
     Это стихотворение предварят раздел и задаёт ему программу. Очень сложно в поэзии приблизиться к музыкальным ощущениям, но попытка сделана и, мне кажется, довольно успешно. К примеру, как в стихотворении "Апрель. Подснежник": "Первоцвет серебряной весны, / Неженка и трогательно прост. / Музыки пассажи чуть грустны, / Ветер дуновение пронёс. / Нежная мелодия слышна — / Талая вода озяб цветок. / Всё ещё погода не красна, / Всё тревожит лёгкий холодок…".
     Обращение к нашей истории, православию в разделе "Живу православным и русским" говорит о том, что поэт хорошо знает и ощущает сердцем духовность Руси. Заинтересуют читателя стихотворения "Крест над городом", "Иерусалим патриарха Никона", "Слово о преподобном Сергии Радонежском", "Звенигород. Обитель преподобного Саввы", "Сказ о монастыре на Угреше", "Суд по Андрею Рублёву". Тот, кто слабо знает историю, с пользой для себя прочтёт эти стихи.
     В заключение разговора о книге Юрия Мурашкина хотелось бы полностью  процитировать замечательное стихотворение  из раздела "Животные, как люди":
      
     Я не буду ходить в зоопарк,
     Где тоскует зверьё о свободе,
     Где по клеткам вперёд и назад
     Беспокойно животные ходят.
      
     И глядят людям прямо в глаза
     Немотой говорящим укором.
     Кто пожизненно их наказал
     За тюремной решёткой надзором?
      
     Мне кажется, книга поэта Юрия Мурашкина привлечёт читателя своей искренностью и не останется незамеченной в современном литературном процессе.