Юрий Богданов __ «ЗА СВЕТОМ ИЗНАЧАЛЬНЫМ…»
 Московский литератор
 №10 май, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
«ЗА СВЕТОМ ИЗНАЧАЛЬНЫМ…»
Марина БОРИНА-МАЛХАСЯН. "Созвездье спелых земляничин". Стихи. — Рязань, "Литера М", 2016.

     Любящий поэзию читатель хорошо знаком с творчеством поэтессы Марины Бориной-Малхасян, автором около двух десятков поэтических сборников, давно создавших ей литературное имя. Тематическая широта стихотворений привлекает читателей, заостряя их внимание на самых глубоких человеческих чувствах.
     Так было всегда, что и подтверждается новой её книгой "Созвездье спелых земляничин", которую Вы, читатель держите в руках. Надо отметить, что композиционно она чётко выстроена, стихи точно подобраны по разделам, имеющим свои названия. К примеру, "Все шансы даются сегодня" с подзаголовком (философия, жизнь), "Счастье не отпусти" (любовь и жизнь), "Мне мир для радости обещан" (пейзаж). Кроме этих основных разделов, обозначены: "Афористично" и "От шутки до иронии". В остальных заключены тексты песен, посвящения, миниатюры и рецензии.
     Марина Борина-Малхасян прежде всего лирическая поэтесса. И о чём бы она ни писала, все строки пропущены через животрепещущую душу и женское сердце. Здесь и любовь к близкому человеку, и природе, отражающей душевный настрой автора:
      
     Ты станешь лучшею строкой
     Моей явившейся поэмы…
     Зверьком под ласковой рукой,
     Предощущеньем важной темы.
      
     Паденьем, взлётом и рывком
     К тому, что сбудется когда-то,
     И долгожданным  маяком,
     И обретеньем за расплатой.
      
     Желанным призом за стеклом,
     Хоть недоступным, но любимым,
     Дающим искренним теплом,
     Моей душе необходимым.
      
     А я… твой ветер перемен,
     Твоя случайная удача,
     Письмо, пришедшее взамен
     Других… написанных иначе.
      
     В этом стихотворении любовь к человеку тесно переплетается с творчеством поэтессы, но уже несколько настораживает будущность отношений, сокрытых в первой строке: "Ты станешь лучшею строкой…"     Автор всегда внимательно относится к образному слову, поэтому мы чувствуем, как могут развиваться лирические отношения далее между влюблёнными.
     Умение поэтессы сказать ёмко, образно о расставании с человеком в коротком стихотворении говорит о её мастерстве, где нет ни лишних строк и ненужных слов:
      
     Говорить больше не о чем.
     Нежен ветер с полей.
     Ты останешься неучем
     В школе жизни моей.
      
     Ты запомнишься радостью
     Бесконечно родной.
     И восторгом, и жалостью,
     И ошибкой шальной.
      
     Солнце в платьице беличьем…
     Близок ласковый май.
     И грустить  больше не о чем.
     Чао, сорри, гуд бай.
      
     Но вот совсем иное ощущение любви, связанное с восторгом, и мы видим, что чувства не угасли, они живут и остаётся надежда, с которой и легче жить, и которая вселяет надежду на будущее:
      
     Сегодня строки не молчат,
     А небо, видишь, нараспашку!
     И сотни солнечных зайчат
     Летят с лучами под рубашку.
     Почувствуй яркое тепло,
     Весенней ласки вдохновенье.
     Любви и счастья намело!
     Легки  мои прикосновенья.
     Душа к душе — всегда полёт.
     И не помехой расстоянья.
     Где радость светлая живёт,
     Там отклик есть, и есть признанье.
     Чиста вселенская любовь!
     Найди её в оттенке каждом
     Твоих, моих сердечных слов,
     Что были сказаны однажды.
     Сегодня строки — для тебя!
     Читай, вдыхая свежесть эту,
     Живи, твори, мечтай, любя,
     И принимай потоки света!
      
     В стихах о любви и восторг, и разочарование, и потеря любимого, и вновь обретение счастья. И всё это на высокой степени духовности, в которой нет ни злобы, ни мщения, а присутствует глубокое философское понимание жизни.
     Это относится почти ко всем стихам книги. Назову лишь некоторые из них: "Что ни день, что ни год… крен", "Тебе уже не позвоню", "Услышь", "Уже не жду твоих звонков", "Возможно вспомнишь обо мне", "Сияют в небе чистом звёзды" и многие другие.
     Любовь к окружающему миру талантливо проявляется непосредственно в стихотворениях о природе:
      
     Дождик почки умывает, выйдут чистыми листы,
     Льёт с небес вода живая цвета синей высоты.
     Этот день других бездонней, капли звонкие летят.
     Я подставлю им ладони, пусть со мной поговорят
     И подарят радость жизни c чистым счастьем пополам.
     Поделюсь своим сюрпризом, отолью водицы вам.
     Пейте, брызгайтесь, шалите, если что неладно вдруг,
     Душу, тело исцелите, убежит любой недуг!
      
     Или вот ещё такое тёплое поэтическое стихотворение, которое может написать истинно любящий природу человек:
      
     В сиреневом небе — оранжевый всполох,
     И радужна времени суть.
     И сада вечернего ласковый шорох —
     Листвой обозначенный путь.
     И яблок незрелых зелёные щёки,
     И речки задумчивый бег.
     Для света, для счастья не выбраны сроки…
     Любовью окрашенный век…
     Мила и приятна такая картина…
     Доступны, близки чудеса.
     И в небе июльском плывёт бригантина…
     И (веришь?) алы паруса.
      
     Даже в самих названиях стихов о природе мы чувствуем поэтическое начало, к примеру: "У затейницы Осени", "Мне вчера приснился ветер", "Стрекоза" и "Снега, прощайте. Тайте, тайте!", "День морозцем прихваченный", "За волной волна торопится".
     Из этих двух разделов книги можно цитировать почти каждое стихотворение. Но, думается, оставим это приятное занятие читателям, которые получат огромное удовольствие от их прочтения.
     А мы перейдём к следующим разделам, немного выбивающимся из "общего строя". Но о них мы можем говорить, как о родственных: "Афористично", "От шутки до иронии", "И слово музыкой живёт"  (тексты песен), "За минутой — строка" (миниатюра, рецензии).       
     На мой взгляд, эти разделы имеют своё место в книге и дополняют широту творческого диапазона автора, но, к сожалению, трудно поддаются литературному анализу, из-за большого количества "разнородных" элементов. Оставим его "на суд" любителей данной поэзии, тем более, что необходимо вернуться к одному из главных разделов книги — венкам сонетов.
     Многие современные маститые поэты, а тем более многочисленные авторы "разного ранга", не способны "замахнуться" на создание венка сонетов, так как очень часто имеют весьма отдалённое понятие даже о структуре написания "простого" сонета. И часто боятся его!
     Поэтому надо сказать, что два венка сонетов ("Стрекоза" и "Мне снова хочется понять") композиционно выдержаны в рамках венков. "Стрекоза" — это венок о любви как, практически, и вся книга. А вот что касается "Мне снова хочется понять", то в нём автор пытается "понять" весь философский смысл жизни, существующий не только на земле, но и в окружающем нас космосе.
     Завершая разговор о книге поэтессы Марины Бориной-Малхасян, надо сказать, что у неё наметился новый этап в творчестве, который будет интересен читателю. Пожелаем ей дальше высоко держать творческий тонус и всегда быть интересной нашей отечественной литературе.