Елена Царёва __ КНИГА О ЧЕЛОВЕКЕ
 Московский литератор
 №2 январь-февраль, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елена Царёва
КНИГА О ЧЕЛОВЕКЕ
Марк КАЗАРНОВСКИЙ. "Еврейское счастье Арона-сапожника (Сапоги для парада Победы)". — СПб.: "Алетейя", 2017.

     Марк Казарновский — автор одиннадцати книг. Проза Казарновского близка к документальным воспоминаниям. Это, безусловно, ценно и очень познавательно, но, как правило, требует особого отношения и соответствующего настроя. Я настроилась. Но книжка оказалась совсем другая.
     Как и многие другие книги, история Арона-сапожника все-таки очень личная. Хотя, конечно же, Марк Казарновский и Арон Пекарский — очень разные люди. В истории Арона, как и во многих рассказах Казарновского, чувствуются (и очень сильно) ностальгирующие нотки по годам юности. Это и понятно, автор не молод, прожил долгую жизнь, которая и была насыщена всевозможными событиями, да и сегодня он активен, увлечен и энергичен.
     Итак, новая книга Казарновского как всегда о человеке. Точнее, в первую очередь — о человеке. О его жизни. О жизни простого человека. Арон Пекарский прошел большой путь, мы встречаем его в возрасте без малого ста лет. Такой возраст вообще для современного мира большая редкость. А если учесть, что Арон-сапожник прошел войну, то это кажется и вовсе фантастикой. Вряд ли кому удалось в жестоком ХХ веке прожить тихую и мирную жизнь, но есть люди, о судьбе которых даже говорить страшно. А точнее, удивительно, что этот человек смог столько перенести. А ведь смог!
     Самое сильное впечатление у меня оставила фраза, которую Арон произнес в самом начале повествования. Он спросил сам себя о том, чего ему хотелось бы больше всего на свете. И сам себе ответил: "Позвонить маме". У меня так защемило сердце, так стали  понятны слова этого несчастного, одинокого человека. Он всего лишь хочет позвонить маме! Хочет поговорить с ней! Ведь столько всего накопилось, о чем хочется поведать родному человеку. Но… Он же потерял ее почти семьдесят лет назад! Когда и телефонов-то не было. Да и не говорил он с мамой никогда по телефону. Тогда общались лично.
     Но вот современные реалии таковы, что Арону захотелось позвонить маме по телефону. Так это понятно, так близко и так горько осознавать, что близкие люди для любого человека — самое дорогое, что есть на этом свете.
     Марку Казарновского удалось в новой  книге передать искренность человеческих чувств и переживаний. Это меня не удивило, скорее, я очень этого ждала, и предчувствия меня не обманули. Казарновский пишет как всегда спокойно и миролюбиво. Он рассказывает о судьбе своего героя тепло и как-то "уютно", что ли. Арон пережил такие тяжелые моменты в жизни, о каких невозможно говорить без содрогания. И все же… Были ведь в его жизни счастливые дни! Были — его любимое местечко, его субботние молитвы, его старый армейский плащ…
     В жизни Арона-сапожника было все: и радости, и горе, и счастье, и беды. На его пути встречались разные люди. Кажется, что плохих было много больше, хотя Арон так не считает. А может, такова память человека? Она не хранит негативные воспоминания.
     Арон Пекарский, герой вымышленный, но такие, как он, безусловно, знакомы Марку Казарновскому. Как знакома ему и жизнь в местечках, хотя автор — столичный житель.
     В конце 1939 года Белосток, Гродно, Ковель, Барановичи и другие некогда польские города неожиданно для их жителей стали советскими, а население их, равно как и маленьких еврейских местечек, превратилось в граждан СССР. Участь большинства была трагической. В 1941 году все жители этих местечек погибли, так и не поняв в свой смертный час, как такие зверства могут творить представители культурнейшей нации Шиллера и Гёте.
     В книге много архивных фотографий, которые иллюстрируют жизнь местечек. Фотографии удачно подобраны и достойны внимания. Конечно, герой Казарновского рассказывает о своей жизни не только в местечке. Мы видим его на войне, в послевоенные годы в советских городах, и наши дни в Израиле. Но именно местечкам уделяется особое снимание. Что ж… История нашей страны.
     Книга об Ароне, в отличие от других книг Казарновского, невелика по объему, а потому я ее прочитала буквально моментально. Перевернула последнюю страницу — и загрустила. Запали в душу последние слова Арона: "Что бы мне хотелось перед смертью? Просто хорошо заваренного горячего сладкого чая". "Как знать, может и будет это выполнено", — сказал  Казарновский. И мне очень хочется, чтобы все так и произошло.