Татьяна Ананьина __ «ДУША УСТРЕМИТСЯ В ПОЛЁТ»
 Московский литератор
 №2 январь-февраль, 2017 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Татьяна Ананьина
«ДУША УСТРЕМИТСЯ В ПОЛЁТ»
Иосиф РУХОВИЧ. "Созвучия". Книга стихов. — М.: "Сам Полиграфист", 2015.

     В последние годы на книжных развалах, прилавках, полках магазинов можно увидеть сотни, если не тысячи, поэтических сборников. Бывает, что некоторые привлекают внимание интересным названием или оформлением, но, пробежав глазами несколько строк, быстро теряешь какой-либо интерес. Иногда что-то, конечно, встречается, но не часто. Тем ярче было моё впечатление, от книги стихов Иосифа Руховича "Созвучия".
     Прежде всего, нехарактерное название, несущее, как мне показалось, глубокий, тайный смысл. Что это? Музыка стиха? Взаимопроникновение мыслей? Слияние души и слова?
     Дальше — больше. И я уже читаю и не могу оторваться. Буквально "проглотила" книгу на одном дыхании! Она потрясла меня своей изощрённой самобытностью, великолепием слога, точностью, меткостью и яркостью слов и образов, неординарностью, многообразием необычных метафор, отсутствием штампов. Но суть была даже не в этом, а в самом "предмете", которому посвящена книга.
     Многие поэты "…поют о счастье, Родине и долге", по словам самого автора. Безусловно, Иосиф Рухович касается — и как! — всех вечных тем поэзии — здесь и пейзаж, и любовь, и Отечество, и наука, и искусство, и ещё многое и многое. Но вот что меня больше всего привлекло — поэт пишет о стихах, о поэзии, размышляет о труде поэта, о стихосложении, самих поэтах и о муках рождения стиха, которые он сравнивает с рождением ребёнка, когда "мучитель мой"
      
     "…тело мне ломает и корёжит,
     И душу, душу мнёт и давит изнутри,
     Пока из темноты на свет не явит божий
     Комочка тёплых слов небесные черты".
      
     Конечно, те, кто интересуется поэзией и знают её, могут сказать, что о стихах, поэтах и поэзии писали и раньше. И я с этим обязательно соглашусь. Но это было давно, у тех, кого ныне принято называть "классиками". У человека, пишущего стихи, объектом поэзии не могут не стать как сами стихи, так  и процесс творчества. То-то и удивительно, что сейчас об этом, если и задумываются, то почему-то не пишут. Тем-то и необычна, уникальна книга "Созвучия".
     О чём эта книга, говорят сами названия стихов: "К музе", "Адская работа", "Стихи на компьютере", "К стихам", "Сердце поэта", "Сны поэта", "Стихотворцам" и другие. И даже если название стиха не связано прямо с поэзией, то содержание каждого произведения, безусловно, имеет к ней отношение.
     Автор часто обращается в своих работах к своим предшественникам — Пушкину, Тютчеву, Фету, к поэтам и атмосфере Серебряного века, словом — "к великодушию ума, к великомыслию души". Вот, например, "В Коктебель, к Волошину" поэт приближается с удивительным трепетом и для него "акварельным миражом / проступает море…" и "…знойными цветными снами / Крым Волошинский живёт…".
     Иногда поэт смотрит на мир через призму чувств и мыслей не только поэтических классиков, но и других великих мастеров слова — Л.Н. Толстого, Ф. М.Достоевского, сам очень внимательно прислушиваясь и относясь к словам:
     "…Слова открывают мне смыслы и звуки…", "…Я должен в слова свои душу вдохнуть…" "…тогда искрясь, как перлы дождевые, / Они останутся такими же, как есть!"
      
     "Как легко слагается в стихи
     Каждое душевное движение!
     За такое к слову отношение
     Отпусти мне, Господи, грехи!"
      
     Особое, трепетное отношение у Руховича не только к словам, но и в целом к родному русскому, языку: " — Я говорю вам русским языком, / Которым поражён был в раннем детстве…". "Но звуки в русском слове не случайны…"
     При всей ясности и понятности каждого слова, стихи Руховича в то же время не просты, т.к. почти в каждом из них присутствует подтекст, о чём говорит и сам автор: "И суть свою откроют лишь на стук / Внимательного, трепетного взгляда". Автор часто обращается к Читателю, и прямо вручает ему судьбу своих "детей":
      
     "Теперь судьба стихов в твоих руках.
     Страницы сиротливые листая,
     Не примешь — обратишь их души в прах,
     Поверишь — прорастёт их плоть живая".
      
     При всей глубине и философичности, стихи И. Руховича своеобразно красивы. Мелодию создают и внутренние рифмы, и ассонансы, и смысловые паузы. А попробуйте прочесть стихи вслух. Какой звук! Читая о буре, мы прямо слышим рычание и раскаты: "Вода вскипела, рёв и гром / Пространству форменный разгром / Устроили…". Или  шипящие: "…за валом вал / Шипя обрушились на сушу…"
     И, конечно же, поэт напряжённо размышляет о последних вопросах бытия, когда "…готовится жить уже после себя…".
      
     "На этом свете знать нам не дано
     Ответа на вопрос последний жизни.
     Но до конца нам думать суждено —
     Вопрос неразрешимый, но не лишний"
      
     Говоря об участи поэта, о муках творчества, сознавая что
      
     "Такая уж участь поэта —
     Всю прелесть звучаний живых,
     Старательностью буквоеда,
     Представить из знаков немых",
      
     И всё-таки
      
     "Но если от красок и света
     Меж строк всё же что-то блеснёт —
     Душа устремится в полёт!
     Такое вот счастье поэта",
      
     задумываясь о собственной литературной судьбе в наше очень сложное время, Иосиф Рухович всё же не расстаётся с надеждой на счастливую судьбу его творений. Он уверен:
      
     "Нет, не напрасен скорбный труд
     Моей души уединенной —
     Стихи живут, живут, живут!
     В моей и не в моей вселенной",
      
     и молит высшие силы:
      
     "Нащупать под листвой тропу,
     Пройти, шурша по яркой тризне
     И долгую начать судьбу,
     Хотя б на миг ещё при жизни".
      
     Уверена, что душа Иосифа Руховича имеет все основания устремиться в полёт, а сам автор — испытать чувство  счастья, создав такие необычные и интересные стихи. И мне кажется, книги его найдут своего благодарного читателя.