Иван Голубничий __ ДВОРЦЫ И ЗАМКИ КОНСТАНТИНА СПАССКОГО
 Московский литератор
 № 24 декабрь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Иван Голубничий
ДВОРЦЫ И ЗАМКИ КОНСТАНТИНА СПАССКОГО
Константин СПАССКИЙ. "Сон королевы". Стихотворения. — Коломна: "Серебро слов", 2016.

     Книга Константина Спасского "Сон королевы" по прочтении оставляет удивительно светлое, цельное и пронзительное чувство. Эстетически и композиционно она прямо продолжает традицию небольших стихотворных сборников начала ХХ века — традицию, к сожалению, почти ушедшую в прошлое. Книга невелика по объёму, фактически это цикл стихов, объединённый концептуальной идеей — идеей столь же эстетической, сколь и мировоззренческой. Красота и некая отстранённость, принадлежность к полусказочному миру, где живут Королева, Король, Принцесса, Графиня, Инфант,  Слуга; где есть и радость, и грусть, но всё как бы не совсем реально, всё может в один миг раствориться в сознании…
      
     Сгустились сумерки, растаяла жара,
     Затрепетали шёлка складки штор,
     Искать услады снов пришла пора,
     Принёс прохладу ветер с дальних гор.
      
     Ночь вычертила тени на стене
     От факелов, рапир, корон.
     Пред спящей Королевою в окне
     Предстал растущий месяц на поклон….
     "Сон Королевы"
      
     Иллюзорность — заголовок одного из ключевых, концептуально значимых стихотворений сборника — определяет его идею в той степени, в которой она поддаётся определению. Лирическое чувство, пронизывающее книгу, окрашено порой в тона грустной иронии, а иногда в оттенки отчаянной меланхолии. Всё сущее иллюзорно, всё смутно, но приходится жить, чувствовать, искать и находить смысл жизни в том, чего, возможно, и нет…
      
     …Я фиаско терплю, но предчувствие смутно.
     Все советы, пришедшие с неба, приемлю.
     Только что же? Волнение сердца минутно,
     А я плачу, как дождь, омывающий землю.
     "Иллюзорность"
      
     Оттенки и полутона чувств и ощущений причудливо переливаются в изящной звукописи слов и мельканьи образов, создавая атмосферу эйфории, погружённости в некую мистерию, смутную, но манящую…
      
     Катафалки разрядили,
     Будто спящую карету.
     На бумажные фиалки
     Уложили Мариэтту.
     Обманула дорогого
     Мариэтта, Мариэтта!
     Забрала в могилу клятву.
     Как же это? Как же это?..
     "Балаган"
      
     Стилевые особенности стихов Константина Спасского вызывают целый ряд ассоциаций и воспоминаний — от иронической куртуазности Игоря Северянина и Александра Вертинского до некоторых сходных опытов постсоветской современности… Творческий метод, избранный Константином Спасским, требует не только чуткости к слову и поэтической вдохновенности, он требует ещё и высокой непосредственности выражения субъективных ощущений, а также системы образов, накрепко связанных с яркими именами русской поэзии и культуры начала ХХ века.
      
     Легко я соберу из слов
     Дворцы и замки.
     Взовьются языки костров,
     Светлы и жарки.
      
     Принцесса станет принца ждать
     Страшась порока,
     С победою вернётся рать
     С войны далёкой.
      
     Фантазий пылких и чернил
     Ужели мало?
     Я замок ночью сочинил,
     И вечным стал он.
      
     Любая обойдёт беда
     Форпост бумажный.
     Все будут счастливы всегда.
     Как это важно!
     "Бумажный форпост"
      
     Сборник "Сон королевы" прочитывается на одном дыхании и остаётся в памяти и в ощущении надолго.  Русские стихи, немного эпатажные, отчасти содержащие игровой момент, но искренние, талантливые и очень лиричные. Желаю Константину Спасскому высокого вдохновения и вскорости нового цикла стихов.