Елена Царёва __ ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ
Московский литератор
 № 21 октябрь-ноябрь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елена Царёва
ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ

     В Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России 17 октября прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги". Была продолжена большая ранее заявленная образовательно-просветительская тема "Отцы и дети европейской философии".
     На этот раз для анализа было выбрано творчество одного из интереснейших представителей интеллектуальной элиты Европы XVII века, — Бенедикта Спинозы. Постоянный ведущий Круглого стола профессор Виктор Федорович Дружинин сделал развернутое сообщение по теме, подчеркнув актуальность философских исследований Спинозы и сегодня. Тема рассматривалась в русле общей переориентации взгляда на историю философии с материалистического на позицию мирового тренда, — философию всеобщего синтеза, философию всеединства. Ведущий подчеркнул, что творчество философов XVII века было недооценено. В большой степени это коснулось и работ Б. Спинозы, который основную свою задачу видел, как задачу этическую: в том, чтобы "направить все науки к одной цели — высшему человеческому совершенству на основе постижения общего естественного порядка, часть которого составляет человек" ("Трактат об усовершенствовании разума"). Эту задачу Спиноза реализует в своей большой работе "Этика", которая всегда  находилась в центре внимания советских философов, — особо "педалировались" его научно-философские разработки в области психологии и физиологии (теория аффектов). Постановка научных проблем осуществлялась Спинозой на фоне широкой и глубокой мировоззренческой картины мира, где материалистические мотивы сливались с непоколебимой его убежденностью в существовании Бога-Творца. В связи с этим ведущий уделил внимание другой большой работе Спинозы, а именно "Богословско-политическому трактату".
     В.Ф.Дружинин отметил ряд чрезвычайно интересных и смелых суждений философа по вопросу анализа богословских проблем, за что тот постоянно подвергался преследованиям. Его критика религии и ее служителей звучит актуально и сегодня. Особое значение приобретают сегодня и разработки философа в области осмысления и совершенствования вопросов управления государством. Ряд суждений чрезвычайно актуальны и заслуживают внимания со стороны современных политиков и политологов (вторая часть "Богословско-политического трактата" и незавершенный "Политический трактат").
     Ведущий подчеркнул общую цельность творчества философа и его замечательную стратегию исследования, провозглашенную уже в первой его работе "Трактат о Боге, человеке и его счастье". Эту стратегию Спиноза успешно реализует при написании всех своих произведений. Ее берет на вооружение и сам Дружинин В.Ф. в своей книге 2015 года "Как жить человеку на планете Земля?" — от исследования смысла жизни, бытийной сущности человека (с построением философской картины мира) к рассмотрению его актуальных проблем в природе и обществе и попытке ответа на главный вопрос, как обустроить жизнь человека на Земле, чтобы тот чувствовал себя счастливым.