Виктор Артемьев __ КНИГА О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Московский литератор
 № 21 октябрь-ноябрь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Виктор Артемьев
КНИГА О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Пётр ТКАЧЕНКО. "До разгрома и после него. Своевременные размышления о русской литературе и жизни. Литературно-критические повести". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2016.

     Духовные и социальные катаклизмы нашего времени потребовали от писателей разрешения целого ряда проблем. И прежде всего — перечитывания вершинных произведений великой русской литературы вне идеологических влияний, без чего продолжение литературной традиции невозможно.
     Литературный критик, публицист, прозаик Пётр Ткаченко многие годы занят оригинальным прочтением ключевых произведений. Его литературно-критические повести вошли в книгу "До разгрома и после него", вышедшую в издательстве "У Никитских ворот".
     В определённом смысле это итоговая книга. Непременным условием написания той или иной повести для автора является то, что он в классических, хорошо известных произведениях замечает то, что филологами, исследователями оказалось по тем или иным причинам просмотренным.
     Автор перечитывает "Слово о полку Игореве" через христианское миропонимание. "Песнь о вещем Олеге" и "Медный всадник" А.С. Пушкина как памятников русского народного самосознания. Через духовные аспекты, а не только через исторические и биографические факты он, как думается, приближается к постижению трагической гибели великого русского поэта М.Ю. Лермонтова — в повести "С тех пор как вечный Судия мне дал всеведенье пророка…"
     Пожалуй, неожиданным для читателя будет толкование писателем В.Белинского, его роли в нашей общественной мысли, вплоть до сегодняшнего дня. Автор выдвигает реальную альтернативу великому критику — Аполлона Григорьева в повести "После неистового Виссариона". По сути, вновь открывает малоизвестного критика Валериана Майкова. Тем самым критик пытается выстроить справедливую иерархию ценностей в русской литературе, так как она, по его мнению, всё ещё не является таковой.
     Повесть "Пред ликом родины суровой я закачаюсь на кресте…" посвящена тайне смерти Александра Блока.
     И уж точно неожиданным станет для читателей перечитывание автором романа "Разгром" Александра Фадеева через библейские образы. Не отступая, разумеется, от текста романа, который мы привыкли читать лишь с точки зрения классовой борьбы, но никак не с точки зрения духовно-мировоззренческой. Критик замечает в "Тихом Доне" Михаила Шолохова сон генерала Л. Корнилова, филологами остающийся просмотренным.
     В повести "Поиски подковы" —  размышляет о творчестве и трагической судьбе Осипа Мандельштама. Повесть "Ежели поэты врут, больше жить не можно…" посвящена творчеству выдающегося русского поэта советской эпохи Ярослава Смелякова.
     По рукописям Николая Рубцова, отысканным автором в Москве, в частных архивах, он делает существенные текстологические уточнения стихотворений поэта, давно ставших шедеврами русской лирики. Повесть "Я зову в собеседники время" — о творчестве Юрия Кузнецова.
     Появление такой книги о русской классической литературе кажется несколько неожиданным в наше нелитературное время. Но вместе с тем и закономерным. Ведь великая русская литература не есть нечто, пребывающее в прошлом. Это живая реальность, объясняющая нашу, а не прошлую жизнь, глубже, чем вроде бы, многие нынешние суперсовременные писания. Вполне оправдан подзаголовок книги — своевременные размышления о русской литературе и жизни.
     Писатель Пётр Иванович Ткаченко хорошо известен на Кубани. Он автор первого словаря кубанского диалекта за всю его историю "Кубанский говор. Балакачка", вышедшего уже несколькими изданиями. А также книг — "Кубанские пословицы и поговорки", "Кубанские песни. С точки зрения поэтической", "Кубанские обряды", "Кубанская свадьба", "Кубанские байки. Та брехня, что лучше правды".
     Поистине событием в культурной жизни Кубани стала не так давно вышедшая его книга "Кубанский лад. Традиционная народная культура: вчера, сегодня, завтра". Преподаваемое в крае кубановедение сегодня уже немыслимо без этнографических и литературно-художественных книг Петра Ткаченко. Он так же издатель уникального авторского альманаха "Солёная Подкова", — по названию лечебного грязевого озера близ его родной станицы Старонижестеблиевской.
     В новой литературоведческой книге Пётр Ткаченко предстаёт как глубокий интересный литературный критик.
     Безусловно, книга станет необходимой всем, изучающим русскую литературу и традиционную культуру — школьникам, студентам, учителям-словесникам.