Александр Алиев __ «О КОЛЫБЕЛЬ МОИХ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ДНЕЙ!..»
Московский литератор
 № 20 октябрь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Алиев
«НЕЗРЕЛЫХ СНОВ СПАДЁТ ПОКРОВ…»
     
     В июле этого года небольшое село Каипы под Казанью украсилось бронзовым памятником-бюстом Гавриилу Романовичу Державину. На торжественное мероприятие приехали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и президент Татарстана Рустам Минниханов. А летом 2014 года здесь же, в Каипах, освятили восстановленную Богоявленскую церковь, возле которой погребены родители знаменитого поэта, и где крестили его самого.
     Вообще Лаишевский район Татарстана в последнее время стал центром различных празднеств, связанных с державинским именем. Официально же малой его родиной считается фамильная усадьба Сокуры (в восьми верстах от Каип, что прежде назывались Егорьевским). Как отмечал Л.П. Толстой, один из последующих владельцев этого имения, "...сельцо Сокуры оспаривает у соседственной с ними деревни Кармачи славу места рождения... Гаврилы Романовича Державина, во всяком случае, достоверно, что в сельце Сокуры провёл детские лета свои бессмертный певец Фелицы".
     Однако не всё здесь так уж очевидно — в биографии патриарха русской поэзии вообще много разночтений. И как тут не вспомнить слова историка и писателя Н.Я. Эйдельмана: "Мы часто жалуемся, что ничего почти не знаем о тех или иных обстоятельствах жизни Пушкина, Лермонтова, Герцена: куда там! Люди XIX века, по сравнению с их отцами и дедами, на виду; сколько документов всё-таки сохранилось, сколько писем написано, сколько мемуаров напечатано! XVIII же столетие во много раз молчаливее. Как мало, например, в биографиях Державина, Радищева, Фонвизина живых рассказов, преданий, легенд…"
     Впрочем, до середины позапрошлого века никто из державинских современников не сомневался в том, что он появился на свет в Казани.
     Во-первых, об этом неоднократно говорил он сам. Возьмём, например, его собственноручные "Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина". Так вот там совершенно определённо заявлено: "Гаврила Романович Державин родился в Казани, от благородных родителей, в 1743 году, июля 3 дня".
     Хорошо знал поэта, вёл с ним оживлённую корреспонденцию директор Казанской гимназии Ю.И. фон Каниц. По просьбе Державина он собирал и посылал ему в Петербург старинные документы по истории Казани, выполнял просьбы его матери, Фёклы Андреевны, с которой был в весьма добрых отношениях.
     В письмах Гавриилу Романовичу от 18 ноября и 9 декабря 1779 года Каниц сообщает: "…Ваш родимый город представлен в новых, прекрасных видах, снятых с натуры. Вы, любезный друг, конечно, порадуетесь, что Ваша обновлённая родина является такою красивою, живописною".
     Казанцем называет Державина писатель С.Т. Аксаков, опубликовавший в 1852 году воспоминания "Знакомство с Державиным"; казанцем его считали попечитель Казанского учебного округа граф М.Н. Мусин-Пушкин, ректор университета Н.И. Лобачевский, директор гимназии И.И. Лажечников и многие другие.
     В 1815-м Гавриил Романович становится почётным членом Общества любителей отечественной словесности при Казанском университете и в ответ на это пишет: "…тем более приятно мне быть на моей родине в числе любителей словесности".
     Казалось бы, всё ясно: и сам поэт, и его современники не оставили никаких шансов для кривотолков о месте его рождения. (И для чего, спрашивается, было женщине на сносях уезжать из города, где есть опытные врачи, в деревенскую глушь?) Однако сейчас снова в ходу версия о том, что произошло сие в одном из поместий родителей Державина в Лаишевском уезде Казанской губернии.
      
     Впервые версию эту озвучил академик Я.К. Грот в "Биографии поэта", помещённой в восьмом томе "Сочинений" Державина. Перед тем Грот совершал поездку в Казань и беседовал с хозяевами имений в Кармачах и Сокурах. Владелец Кармачей показывал ему место под горою, где стоял некогда дом Державиных…
     Державинский род — потомки ордынского мурзы Багрима — принадлежал к числу мелкопоместных дворян, владевших небольшим количеством крестьян (от нескольких человек до 50 душ) и почти постоянно находившихся на службе, главным образом, военной. И для того времени — середина XVIII столетия — была характерна разорванность имений. То есть, владения даже состоятельных помещиков были разбросаны отдельными кусками по множеству сёл и деревень, а в каждой деревне насчитывалось сразу по нескольку хозяев. Подобное, кстати, хорошо подмечено А.С. Пушкиным в финале "Капитанской дочки": "Вскоре потом Пётр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам".
     Такая же точно ситуация наблюдалась в Кармачах, Бутырях, Сокурах, Егорьевском. Отец будущего поэта, подполковник Роман Николаевич Державин стал совладельцем Сокур около 1745 года. Спустя девять лет он подал в Казанскую губернскую канцелярию челобитную о том, что купец Фёдор Дрябов собирается построить в селе мельницу, и после этого оно станет нищать. Вскоре Роман Николаевич скончался, а его вдова Фёкла Андреевна вынуждена была отдать Сокуры за 100 рублей в пожизненную аренду.
     Конечно, заманчиво объявить это село родиной "певца Фелицы", но только как можно родиться в Сокурах "около 1745 года", если днём рождения Гавриила Романовича является 3 июля 1743-го?
     Другой источник вообще указывает, что Сокуры были основаны Фёклой Державиной в 1756 году. Первыми здешними жителями стали тринадцать крепостных, купленных ею в Поволжье и Тамбовской губернии. Фёкла Андреевна жила в Сокурах летом, а на зиму переезжала с детьми в Казань, где у неё было два дома.
     Но, так или иначе, в 1780-х годах все тамошние владения переходят к поэту. Описание, составленное около того времени, гласит: "В селе Покровское-Сокуры, во владении действительного тайного советника, разных орденов кавалера Гаврила Романовича, имеется 14 дворов — 44 мужчин, 48 женщин…
     Село находится по обе стороны оврага Безымянного, также имеется пруд, через село проходит большая дорога, идущая из Казани в Бугульму. Имеется церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святого Иоанна Предтечи. Пять домов деревянных господских: первый Державина, второй Никитина, третий Толстой, четвёртый Минеева, пятый Стрелковой".
      
     А что у нас с местом крещения Гавриила Романовича? Хотя никаких метрических записей опять-таки не сохранилось, тут вполне уверенно можно утверждать, что это произошло в церкви Богоявления Господня села Егорьевского. Старшие Державины делили имение с помещицей А.Ф. Чемодуровой, и как раз её иждивением храм сей (поначалу деревянный, затем каменный) и возник. Ну а глубоко верующие Роман Николаевич и Фёкла Андреевна Державины, зная, что храмоздательство им не по карману, были ей бесконечно благодарны и стали здешними усердными прихожанами.
     Впоследствии родитель поэта, а также умершая в младенчестве его сестра Анна обрели у его стен последний приют.
     Сам Г.Р. Державин, служа в Петербурге, навещал родные края несколько раз: в 1763 году — в чине капрала лейб-гвардии Преображенского полка; в 1774-м, когда вместе со своим полком участвовал в подавлении Пугачёвского восстания. Затем в 1778-м — с молодой женой, Екатериной Яковлевной, урождённой Бастидон. Последний раз — весной 1784 года, непосредственно перед назначением Олонецким губернатором, но тогда он уже не застал матушку в живых: та скончалась за три дня до его приезда и была погребена у церкви, рядом с супругом и дочерью.
     Вскоре после траурной церемонии Гавриил Романович отправил настоятелю отцу Фёдору письмо о проведении "Божественныя заупокойныя литургии каждую неделю один день, то есть в субботу и учредить сие таким образом, чтобы Вы и преемники сана Вашего, имеющие быть при церкви в Егорьевском, службу сию продолжали из года в год непременно навсегда, даже, елико можно, в вечность. Для того получать 7 рублей доходов господских из деревни Бутыри каждый год: 5 рублей собственно для священника, а 2 — на нужды церкви".
     Впоследствии над захоронениями был сооружён мраморный памятник с выбитым на нём державинским четверостишием:

     О праотцов моих и родших прах священный!
     Я не принёс на гроб Вам злата и сребра,
     И не размножил ваш собою род почтенный;
     Винюсь: я жил, сколь мог, для общего добра!

     Увы, вскоре после революции надгробие было утеряно, а Богоявленская церковь закрыта. Причём, здание её использовали под склад химических удобрений, что очень негативно сказалось на состоянии стен. Да просто зайти в бывший храм было нельзя, поскольку существовала опасность отравиться.
     Инициативные группы граждан Татарстана несколько раз проводили сходы с призывом возродить малую родину "отца русских поэтов". Но только в 2002 году по распоряжению республиканского правительства в Каипах (Егорьевском) начались реставрационные работы. Правда, государственных финансов хватило только на воссоздание наружного облика церкви. И тогда на помощь пришли частные предприниматели.
     Ныне храм Богоявления не узнать. Чин его освящения и первую литургию возглавлял митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин). Предметом гордости настоятеля является нарядный фаянсовый иконостас, сделанный по специальному заказу в Екатеринбурге, где возродили дореволюционное производство подобных предметов.
     А благодаря археологическим раскопкам и обнаруженному в петербургском Пушкинском Доме рисунку с автографом Державина над склепом установлено новое эффектное надгробие с тою же эпитафией.
     Наконец, как уже говорилось в начале, 20 июля 2016 года — в день двухсотлетия со дня смерти Гавриила Романовича — в Каипах открыли монумент поэту.
      
     А если вы попадёте в Сокуры, вам непременно покажут церквушку (часовню) у главной дороги — Воздвижения Честного Креста Господня — самую маленькую в Казанской епархии. Время появления этого храма — первая половина XIX столетия. Стало быть, он вообще не державинского времени. Богослужения здесь шли до 1930-х годов, далее здание было заброшено и практически разрушилось. Ныне оно восстановлено.
     Ещё один местный храм, деревянный, — совсем уж поздний, 1895 года. Выстроен архитектором Ф.Н. Малиновским на средства прихожан и купца П.В. Щетинкина и имеет единственный престол — во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В советское время тут располагалось зернохранилище, потом клуб. Возвращён верующим в конце 1990-х.
     А теперь вспомним про упомянутое выше описание села XVIII века, где, между прочим, говорится о другой церкви, видимо, более скромной, из дерева. Вот сюда маленького Ганюшку родители и водили на литургию, да и взрослым человеком он наверняка тут бывал.
      
     Белинский называл Державина "первым живым глаголом юной поэзии русской". Действительно, во всём, что он написал, виден, прежде всего, Поэт, для которого "поэзия не сумасбродство, но высший дар богов".
     И на государственном поприще Гавриил Романович относился к числу тех чиновников, которые служили не лицам, а России. Именно поэтому Державин и "воздвиг себе памятник чудесный, вечный", которого "времени полёт не сокрушит".