Александр Кущ __ УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Московский литератор
 № 20 октябрь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Кущ
УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

     ЛЕВША
     Не знаю кому как, а мне в жизни везёт на интересных людей. С одним из таких, Николаем Пенкиным,  я проработал в одном отделе 7 лет.
     Коля был просто уникальным человеком. Когда я прочитал произведение Лескова "Левша", то сразу понял, что он как раз из той породы — умелые руки и светлая голова.
     Вырос он в простой рабочей семье, с 15 лет начал подрабатывать. Физически крепкий, статный парень, но без рельефных перекачанных, как теперь принято, мышц.
     Когда народ периодически начинал показывать свои физические возможности, Коля никогда не оставался в стороне от этих мероприятий: спокойно много раз выжимал пудовые и двухпудовые гири обеими руками, прекрасно играл в футбол в обеденный перерыв и частенько побеждал в том, что сейчас называется армрестлинг.
     Когда я поинтересовался, где это он так накачался, он, как всегда скромно, ответил: "В танковых войсках. Ввиду отсутствия в части спортинвентаря, мы "качались" используя танковые траки".
     Когда я появился в этом отделе, про него уже ходили легенды, что Коля может всё. Учитывая, что он был прекрасным механиком, ему на спор как-то принесли в мешке разобранную, неработающую механическую пишущую машинку. Без всяких схем и описаний наш герой её собрал, отладил и отдал секретарше. Сами понимаете, какое это произвело впечатление на окружающих его людей.
      
     ЧАСОВЩИК
     Николай мог починить любые часы: наручные, настенные и будильники. Так что сотрудники нашей организации несли ему в ремонт часы всех марок и размеров.
     Однажды утром он появился на работе с большими настенными часами в поцарапанном, грязном деревянном корпусе, которые нашёл на помойке рядом с работой.
     Учитывая, какие оригинальные вещи мы там периодически находили, наши остряки прозвали эту помойку "военторгом". И название прижилось на долгие годы.
     Через пару дней  часы бойко тикали в нашей комнате, а Коля занялся восстановлением деревянного корпуса: чистил, грунтовал, шкурил, красил. Последним штрихом было покрытие лаком и полировка.
     Ещё через неделю мы увидели произведение искусства, а не товар из "военторга".
     Я не видел ни одних часов, которые Коля не смог бы вернуть к жизни. Хотя иногда и у него возникали проблемы с запчастями, особенно со стёклами.
     Помню, принесли ему старый круглый будильник. Часы он привёл в порядок быстро, а разбитое стекло на некоторое время затормозило работу. Но надо было знать Николая — для него не существовало неразрешимых проблем. Через пару дней он приносит из дома стекло,  и будильник снова как новенький.
     Ребята интересуются, где он купил стекло, тот хитро улыбается. Но гордость за решённую необычным способом проблему просто распирает его. Оказывается, Коля придумал простой и эффектный способ изготовления стёкол из плексигласа — вырезал круг с припуском на вогнутость и грел его в духовке газовой плиты, а затем на подобранной форме придавал нужную выпуклость.
     Мы лишний раз убедились, что Колина фантазия и изобретательность были неистощимы.
     В полуподвале у нас находилась мастерская, где стояли токарный, фрезерный и сверлильный станки, был большой верстак и муфельная печь. Всем этим хозяйством мы постоянно пользовались и в рабочих целях, и в личных.
     Ведь мы же со школы были приучены к труду, да и зачем тратить деньги, если что-то можешь починить сам.
      
     ТАБУРЕТКА
     Однажды ребята, поняв, что с механикой у Пенкина всё в порядке, решили проверить его в столярном деле и предложили ему на спор сделать табуретку в течение рабочего дня.
     На следующий день Николай пришёл с материалом для работы и периодически спускался в нашу мастерскую. К 17 часам он продемонстрировал всем готовую табуретку.
     Нашему восхищению не было предела, так как такого качества и красоты табуретки в магазинах не продавались. Она поражала изяществом и тщательностью отделки, сияя всеми своими лакированными поверхностями.
     Зачинщики спора грустно порылись в карманах, вручили Коле честно выигранный приз — 10 рублей, и под смех остальных свидетелей победы Пенкина побежали в магазин. Такой шедевр надо было обязательно "обмыть".
      
     КОЛОНКИ
     Были и другие интересные ситуации.
     В середине 70-х годов прошлого столетия пошло повальное увлечение —  изготовление самодельных колонок для музыкальной техники. Не миновало оно и нашего отдела.
     Из чего только эти колонки не изготавливались: дерево, фанера, пенопласт и т.д.  Каждый день на работе кто-то что-то мастерил. Коля не остался в стороне от этого нового интересного дела.
     Наблюдаю интересный момент — Николай сидит за столом и наматывает трансформатор, монотонно вслух считая: "Восемьдесят семь, восемьдесят восемь..."
     В комнату  входит начальник отдела Владимир Петрович и обращается к нему: "Коля, сломалась печать, программисты бьют "копытом". Надо быстро починить".
     Тот, не поднимая головы, продолжает: "Девяносто два, девяносто три, девяносто …". Начальник отдела: "Коля, иди быстро в машинный зал". В ответ слышит: "Девяносто восемь, девяносто девять, сто. Петрович, иди ты… Ты что, сам никогда не мотал трансы? Ошибиться же можно".
     После этой тирады, видя обалдевшие глаза начальника  отдела, он поднимается и выходит.
     У нас немая сцена как в "Ревизоре". Петрович просто потерял дар речи — ведь и в самом деле, когда он что-то приносил из дома сделать или починить, то его никогда не тревожили. Особенно, если после работы он садился играть в преферанс с другими начальниками отделов. Иногда игра затягивалась до полуночи, и тогда он звонил жене в Химки, рассказывая, что случилось ЧП, он не успевает на последнюю электричку, поэтому остаётся на работе. Так что Колину выходку ему пришлось  спустить на тормозах.
     А ещё через 10 минут, как будто ничего и не было, вернулся Пенкин, и мы снова услышали его монотонный голос: "Сто один, сто два, сто три..."
      
     ФАНЕРА
     Периодически у Коли, как и многих из нас, возникали курьёзные ситуации.
     К нам пришла новая вычислительная техника. Устройства были добротно упакованы в деревянные ящики, обитые хорошей фанерой. В это время Николай готовился к ремонту в своей большой трёхкомнатной квартире. А так как парень он был основательный, то и готовился серьёзно, и со знанием дела.
     После распаковки техники часть той самой фанеры досталась и ему. Жил он неподалёку от работы, в 10 минутах неспешной ходьбы.
     После такого напряжённого и тяжёлого рабочего дня кого-то осенило, что появление новой техники надо "отметить". Никто не стал возражать, быстро скинулись, сбегали в магазин через дорогу и хорошо "посидели".
     Дело было летом, темнело поздно. Наконец Коля засобирался домой с твёрдым решением прихватить один лист фанеры, чтоб не идти домой "порожняком". Мы его попытались отговорить от этой бредовой идеи, но он, позвонив жене, всё-таки ушёл с законной добычей.
     Минут через 30 звонит его жена Зина и интересуется, куда делся её муж. Мы этого тоже не знаем, но появилось некоторое беспокойство за нашего товарища. Собралась кампания из 3 человек.
     Решили идти по пути его следования к дому. Войдя во двор, где стоял их дом, увидели потрясающую картину: на земле лежит здоровенный лист фанеры, а из-под него торчат Колины ноги. Подбежали, подняли фанеру и увидели, что он спит. Привели его в чувство и сдали Зине вместе с фанерой.
     На следующий день вполне нормальный и адекватный трезвый Пенкин под оглушительный хохот всех присутствующих поведал, что сгубил его не вечерний "допинг", а сильный порыв ветра во дворе. Фанера выступила в роли паруса. Пытаясь её удержать, Коля споткнулся, упал и больше ничего не помнил.
     И что самое интересное — по пути домой он проходил мимо местного отделения милиции. Но видимо в этот день Колин ангел-хранитель оберегал его особенно внимательно.
      
     РЕМОНТ КВАРТИРЫ
     В советское время мастеровые и одарённые разными талантами люди умели беречь свою трудовую копейку. Тем более что зарплата инженера в простой организации вместе с премией колебалась от 130 до 170 рублей. Если вычесть налоги, то остаётся не так уж и много.
     В результате сложной цепочки обменов и “съезда” с тёщей, у Пенкина появилась трёхкомнатная квартира в старой пятиэтажке общей площадью 100 кв. метров: три отдельных комнаты, большая кухня, по коридору дети катались на велосипеде. Всё хорошо, но  квартира нуждалась в капитальном ремонте, что влекло за собой большие материальные затраты.
     Нажившись с маленькими детьми в коммуналке, Коля отважился на ремонт своими силами.
     Целый год он готовился к работе, постоянно доставая и закупая все материалы, вплоть до последнего гвоздя.
     Летом Коля отправляет тёщу и жену с детьми в деревню, а сам берёт месячный отпуск и принимается  за дело. Фактически он один работал как комплексная строительная бригада.
     Кто не проходил через такие испытания, тот никогда меня не поймёт. Ведь сейчас работать руками и одновременно головой многие просто не умеют. Гораздо проще нанять бригаду.
     Но и результат будет совершенно иной. Не будешь же стоять у них над душой весь ремонт. Всё равно где-нибудь накосячат и обманут.
     А Коля работал для себя, без всякой "халтуры", с отменным качеством, несмотря на громадный объём работ. Естественно, что изменившимся видом квартиры были поражены не только вернувшаяся из деревни семья, но и мы. Новоселье потом отметили дружно и весело всем коллективом.
     Весь следующий период времени до лета Николай приходил в себя и набирался сил.  А  в это время   у него в голове зрела новая идея — поменять старые деревянные полы. Но это же опять большие деньги!
     И тут в действие включается старый как мир принцип: "Везёт тому, кто везёт". В начале следующего лета, возвращаясь домой, и проходя мимо школы, где учились его дети, Коля обратил внимание на большие кучи мусора. Подойдя поближе и покопавшись, он обнаружил там старый, вполне приличный дубовый паркет.
     Пенкин  быстро нашёл завхоза школы и узнал, что начался ремонт, а весь этот хлам скоро увезут на свалку. Цепь долгих размышлений замкнулась, началась "боевая" работа.
     В течение нескольких дней, работая как хороший крот, Коля набрал и перенёс домой больше 100 кв. метров паркета. А затем партиями начал приносить его на работу и очищать каждую дощечку от клея и лака. К следующему лету у него был практически новый паркет.
     Он снова берёт отпуск и через месяц пол готов. Как говорится — любо-дорого поглядеть.
     Могу сказать только одно — долгое время, работая рядом с Колей, я многому у него научился.
     Написал про Пенкина и параллельно вспомнил старого приятеля-программиста.
     В своё время у Юры появилась навязчивая идея — сделать дома паркетный наборный пол, как в каком-нибудь музее. Но как осуществить эту мечту?
     Голова у математика работала хорошо, и он начинает искать неподалёку от дома стройку, где уже идут отделочные работы. Юрик находит там бригаду паркетчиков и просит их взять его к ним чернорабочим с условием, что он будет работать по вечерам после 18 часов. Те несказанно удивились столь необычной просьбе, но Юра объяснил, что будет работать бесплатно. Главное — научиться грамотно класть паркет.
     И вот программист с двадцатилетним стажем полгода проходит "курс молодого бойца".
     И чудо свершилось. Он осуществил свою мечту. Вы можете представить себе такую ситуацию в наше теперешнее время?  
     А я до сих пор горжусь дружбой с такими людьми.
      
     АТЕЛЬЕ «ОТДЫХАЕТ»
     Рассказы о Пенкине будут неполными, если не посвятить ещё немного времени другим его талантам.
     Как-то мы обратили внимание на очередные Колины брюки. Сидели они на нём как влитые и в тоже время не стесняли движения. Начали интересоваться, где это он купил такой замечательный фасончик. Пенкин скромно улыбнулся и ответил: "Сам сшил.  Я и Зинке своей юбки и платья шью".
     Мы сначала не поверили, но Коля раскрыл свой "секрет". Оказывается, ему надоело бегать по магазинам и искать то, что ему подходит. Фигура-то ведь спортивная. Импортного товара продавали не так много, да и стоили эти вещи дороговато, а советские брюки шили в основном на пузатых мужчин.
     И тогда Николай решительно распорол свои старые любимые штаны, сделал выкройки, купил ткань и сшил себе первые брюки. А так как отец у него был хороший сапожник, то на швейной машинке он научился строчить давно. Да и ремонтировал он эту технику любых марок на раз-два.
     Мы же в очередной раз восхищённо поаплодировали ещё одному Колиному таланту.
      
     НАРОДНАЯ СМЕКАЛКА
     И напоследок небольшой очерк, как Коля буквально из воздуха, а точнее из грязи, пользуясь случаем, заработал деньги.
     Начало осени, слякотно и уже грязновато. Пенкин отправился домой обедать, но при подходе к переходу через дорогу его обрызгала машина такси, спешившая, но не успевшая проскочить мигающий светофор.
     Реакция у Коли сработала мгновенно: он пробежал метров 15 до остановившейся перед "зеброй" машины и упёрся руками в капот.
     Шофёр просто ошалел от такой "наглости", начал орать и материться, чтобы Николай освободил ему дорогу, т.к. уже зажёгся зелёный свет. Но Коля продолжал невозмутимо стоять перед мащиной в своей забрызганной грязной одежде.
     Сзади таксиста подпирают и гудят другие автомобили, впереди тормозит всю полосу движения Пенкин.
     Ситуация усугубляется ещё и тем, что неподалёку  находится пост милиции. И такое нарушение грозит таксисту нешуточным штрафом.
     Дорожный хулиган начинает торговаться с Колей по поводу возмещения причинённого ущерба. В конце концов, сторговались на 10 рублях.
     По тем временам это были большие деньги. Кто-то мог на них купить 3 бутылки водки и закуску, кто-то 5 килограммов мяса или 2 кг сырокопчёной колбасы. А в командировке на них можно было спокойно прожить 4 дня.
     А химчистка обошлась бы Коле в 2-3 рубля. Но зачем попусту тратить деньги?
     Вещи ему Зина постирала, а деньги пошли в семейный бюджет.