Олег Трушин __ ВОЛОГДА
Московский литератор
 № 17 сентябрь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Олег Трушин
ВОЛОГДА

     Где она, Вологда? Всяк, открывший карту, непременно найдёт этот город на добром удалении от Москвы. Да! Полтысячи вёрст — это уже приличное расстояние.
     О Вологде знаем, что она старше Москвы и что это город контрастов. А ещё то, что вологодский говорок на "о" на все сто выдаёт коренных жителей этой российской глубинки.
     Известный мастер репортажа, писатель и знаток Москвы, Владимир Алексеевич Гиляровский в своих воспоминаниях, абсолютно не давая повода усомниться в своём мнении, о названии города "Вологда" говорил так: "Вологда. Корень этого слова, думаю, волок и только волок.…. Было на месте настоящего города тогда поселеньице, где жили новгородцы, которое, может быть, и названия не имело. И вернулся непроходимыми лесами оттуда в Новгород какой-нибудь поселенец и рассказывает, как туда добраться. — Волок, да волок, волок да волок, а там и жильё. И невольно остаётся в памяти слушающего музыка слов, и безымянное жильё стало — Вологда.". Не знаю! Может быть, был и прав по своему Владимир Алексеевич, но мне думается, что имя этому северному городу непременно дала река Вологда, что протекая по городу, делит его на две части. Не широкая и не узкая. В меру полноводная, так, что даёт возможность ходить по ней речным судам.
     Ведёт река Вологда своё русло вольготно, извиваясь змейкой у самой Соборной горки.
     Хоть и полноводная река, да вот старожилы отмечают, что всё же от года к году спадает вода в реке, а уж что дальше будет — время покажет.
      Когда-то, река являлась городским порубежьем — границей, значит, — окаймляя вместе с рекой Золотухой старую часть города. С годами город разросся и сам накрепко взял реку в объятья, "разделив" себя на три части. Вот и получилось как в далёкую старину "заречье", да два посада — "верхний" и "нижний".
     Хоть и славится город-Вологда своим речным вокзалом, даже отметившимся в известном кинофильме "Целуются зори", снятом по одноимённому произведению замечательного русского писателя Василия Ивановича Белова, но главный тут всё же вокзал железнодорожный, от которого словно веером открываются пути во все уголки города. По провинциальному уютный, с низкими железнодорожными платформами, он и есть "ключ" к городу.
     Что самое интересное в Вологде? Скажу так! Зримая связь прошлого и настоящего в городской архитектуре. Даже в новой, современной части города непременно встретится вам старенький домишко каменной, а может, и деревянной постройки, простоявший тут с той поры, когда вся улица была сплошь из подобных домов. Конечно, новые городские кварталы наступают, тесня добрую старину, но и ей в городе отведено особое почётное место. Пройдитесь тенистыми улицами-улочками от Московской заставы до Пречистенской набережной, и вы тогда поймёте, что душа города именно здесь, в тишине малоэтажной застройки, где зелень крон берёз и тополей ласкает тенью бульвары. Тут в старой городской черте, среди неброских пятиэтажек — "хрущёвок" вам непременно приглянется домишко с изящной, лёгкой ажурной резьбой наличников и карнизов, такой, какой испокон веков славится земля Русского Севера.
     Впрочем, Вологду, можно по праву считать воротами Русого Севера, -за ней от версты к версте суровый нрав северных широт будет только крепчать.
     Улицы старой Вологды словно и сами вязью выписаны — не сразу их направление угадаешь. Тянутся они, "хватаясь" друг за друга, к центру города, к Соборной горке, где белокаменным столпом поднялся ввысь Софийский собор, заложенный тут ещё самим Иваном Грозным как Успенский, и уже выстроенный таковым после смерти грозного самодержца. Скажу, что уж очень похож Софийский собор Вологды на Успенский собор в Москве.
     Софийский собор — легенда и символ Вологды. Всё, кто впервые приезжают в город, спешат на соборку, взглянуть на величественное творение зодчих средневековья. И такое желание весьма оправданно!
     Стоит Софийский собор в окружении других храмов — Воскресенского и Александра Невского, и среди них богатырём смотрится.
     Вообще храмов в Вологде много. Они тут и как память о старине, и как изящное убранство города.
     Вологодский Софийский собор величав и могуществен. Серебро куполов ловит самые малейшие оттенки света. При ясной погоде купола белесоватые с металлическим отливом, а в хмурый день держат на себе серость туч. На рассвете и исходе дня играют купола красками зорь, что спадают яркими прядями красок на белоснежное одеяние храма.
     И свеча колокольни Софийского собора, с просторной звонницей и часами-курантами — есть яркое дополнение Соборной горки.
      Пусть и не богат Вологодский кремль на архитектурные памятники старины, но и то, что есть, глаз радует. Впрочем, кремлём-то соборную горку сами вологжане назвали, уж больно весь этот комплекс на кремль походит. В сущности, это архиерейское подворье.
     Корпуса архиерейского двора неприступной стеной отделяют прилегающую площадь от подворья. В общем-то, оно так и есть — продолжением корпусов когда-то была каменная стена, окружавшая архиерейское подворье. Теперь от той части стены осталось лишь одно прясло.
     Через арку Водяных ворот, выстроенных в XVII веке, один за другим проходят посетители кремля. Чисто и уютно на территории кремля. Ровные тропинки разбегаются в разные стороны. Тени от старых лип ложатся на ровные зелёные лужайки. Нет в Вологодском кремле архитектурной нагромождённости. Всё по делу! Вот рубленный одноэтажный дом. Пусть и новодел, но и у него тут свой явный смысл присутствия — показать красоту деревянного зодчества среди каменных строений. Расписные кружева наличников, накладные узорные доски на карнизах и поветке, присутствие всевозможных "завитушек" на углах. Даже колпак на трубе, и тот словно теремок.
     Искусство узорной резьбы по дереву — особая вологодская гордость. Уж больно она тут замысловата и вычурна. Из глубокой старины идёт такое умение вологодских мастеров. Когда-то мастер-краснодеревщик усердствовал над такой красотой не одну зиму — мало выполнить узор, нужно ещё и материал, доску сходную подобрать. Обычно в это дело пускали липу, но, бывало, и осинку приспосабливали.
     Помнится, моя бабушка сказывала, как засиживался дед тёмными зимними вечерами в своей мастерской за столярным верстаком, вытачивая наличники. За зиму одно-два окошка в узорный оклад выставлял, а уж на следующий год за другие принимался. Столько лет прошло эти резные наличники и сегодня на дедовской избе. Но наша, мещёрская вязь наличниковых узоров явственно уступает вологодской. Последняя более изящна и легка на взгляд.
     Чем ближе к северу, тем "спокойнее" становится вязь на наличниках, сдержаннее кружева.
     Подходят посетители к домику, дивятся его необычной красоте. Хрупкая это красота — руками трогать не положено!
     На Соборной площади кремля можно приметить не один такой дом с национальной вологодской вязью. Погуляв по скверу, вы непременно увидите уникальную резьбу на доме, что значится как памятник зодчества XIX века. Взгляда не оторвать от такой красоты! Словно не дом, а кружевное облако!
     От Соборной горки открывается замечательный вид на зареченскую сторону, на излучину реки Вологды, на храм Иоанна Златоуста, на примыкающую к набережной улицу Рубцова, когда-то называвшуюся Мостовой — был в этом месте мост через реку.
     Не пройти на Соборной горке и мимо дома соборного притча, что на улице Сергея Орлова. В этом доме в 1907 году родился и провёл детство и юность писатель Варлам Шаламов. Отец его был священником Софийского собора. Двухэтажный особняк ныне хранитель памяти о писателе. Ныне в доме, на первом этаже есть несколько мемориальных комнат рассказывающих о нелёгкой судьбе автора "Колымских рассказов". Личные вещи Варлама Тихоновича, рукописные и печатные тексты его знаменитых рассказов, печатная машинка и множество фотографий, разбросанных по стендам. По этим фотографиям без труда можно проследить жизненные и творческие вехи писателя. Если будете в Вологде, то непременно переступите порог дома соборного притча.
     На Соборной горке установлен памятник, воину, поэту Батюшкову — вологжанину, пушкинскому кумиру. В Вологде поэт жил и умер. Вот, благодарные потомки, руками известного российского скульптора Вячеслава Клыкова и установили прославленному земляку памятник. Скажем сразу — памятник удался. Необычен по композиции. Батюшков в полный рост, с зажатым в правой руке свитком. Рядом мирно пасущийся конь, склонивший голову к ногам поэта. Справа и слева мифические покровители лиры и войны. Говорят, что Клыкову стоило больших усилий уговорить городские власти выставить памятник именно так, как он и смотрится ныне — лицом к городу, на высоком берегу реки. И словно в дополнении к памятнику разрослись берёзы.
     Мало кто из прогуливающихся по площади не останавливается у памятника. Кто попроворней — "дёрнут" за штанину Батюшкова, или "потерпят" коня за хвост. Памятник абсолютно доступен!
     Памятники Батюшкову и Рубцову в Вологде давненько уже стали настоящими вологодскими символами. Да и дома, где они жили, отмечены мемориальными досками.
     Что может ещё удивить в старой Вологде? Несомненно, Домик Петра, что на самой набережной. Домик Петра, это палаты голландского купца Иоанна Гутмана, что выстроил их когда-то на Нижнем Посаде города. По преданию Пётр Великий, бывая в Вологде по делам "торговым и корабельным", не единожды останавливался в доме Гутмана.
     Выстроил Гутман свой небольшой, но добротный домишко на европейский манер, не абы в каком месте, а к реке ближе, к пристани. К слову сказать, что столетия спустя пристань на реке Вологде и по-прежнему на старом месте.
     Дом Гутмана не единожды перестраивался и в одно время едва не был снесён. Вовремя одумались! В самый раз подошёл дом под музей.
     Первым делом, попадая в залы музея, ищёшь взглядом то, что могло бы принадлежать Петру Великому, или хотя бы хоть как-то быть связано с ним. Свидетельства тех лет донесли до нас, что был император высокого роста. И вот петровский камзол с кафтаном, да штаны, что имеются в музее, верное тому подтверждение. И ныне не всяк примерит на себя столь долгополую одежонку. Что ещё в музее напоминает нам о Петре Великом? Стул Гутманов с гербом на спинке. Всё может быть, и бывавший в доме самодержец вполне мог сиживать на столь добротном стуле. Конечно, больше всего в музее предметов той поры, что была в обиходе. Подсвечники, ковши, сундуки-ларцы. Пётр Первый был неприхотлив в быту, и такие простенькие вещи вполне могли быть у него в "хозяйстве".
     Прогулки по Вологде не терпят скорого шага. Всё должно быть размеренно. Хоть и не мал город Вологда, а пешей прогулкой за день можно почти весь охватить.
     Прохаживаясь по городу, непременно пройдитесь по каменному мосту — самой маленькой вологодской улицы. Каменный мост связал лишь два берега реки Золотухи. А сама река Золотуха — это городской ров времён Ивана Грозного. Если не заглянете вниз и не увидите огромный ров и речку, то и вовсе не поймёте, что идёте по каменному мосту.
     Храмы, старинные вековые особняки, спокойные тихие улицы, словно сошедшие с картин художников-передвижников. Шум с больших, оживлённых улиц проникает сюда дальним эхом, и тотчас растекается по улочкам, бесследно пропадая. Именно сюда идут прогуляться вологжане, спасаясь от шумного городского потока и суеты. Современная, громоздкая Вологда наступает на старую её часть.
      Побывать в Вологде, значит, ступить одним шажком на северную сторонку. Хоть и не такой уж Вологодчина и север, а всё же ближе, чем Москва, к студёному морю. Оттого-то Вологодчина и родина российского Деда Мороза, а значит, в душе у нас эта русская сторонка с самого детства.