Валерий Иванов-Таганский НЕВЕДОМЫЙ ДОСЕЛЕ РАССКАЗЧИК Виктор ФРОЛОВ. "Туристы". Повести и рассказы. — М.: МГО СП России, НП "Литературная Республика".
Московская городская организация Союза писателей России и НП "Литературная республика" выпустили в этом году небольшую книгу рассказов Виктора Фролова "Туристы". На книгу сразу появились положительные рецензии, отклики и суждения.
Будучи много лет знакомым с автором заочно, при личной встрече в МГО Союза писателей России, наши отношения с Виктором Геннадиевичем вскоре стали дружескими. К сожалению, работая рядом в писательской организации, видя друг друга каждый день, обрастая мелочами, которые не всегда продуктивны, прочитать созданное коллегами удается нечасто. К слову сказать, последнее суждение абсолютно не относится
к В. Фролову. Он не только с интересом читает произведения своих товарищей, но и пишет о них. Причем, оценки его глубоки, объективны и профессиональны.
И вот передо мной книга "Туристы". Мягкая обложка, достойное предисловие и портрет автора. По внешнему виду сборник напоминает любимые мною в годы студенчества "Пестрые рассказы" А. Чехова. Да и облик Виктора Геннадиевича сродни Антону Павловичу — высокий, статный, с бородкой, голос густой, низкого тембра, разве ж очки — не пенсне, а обычные — с темными стеклами. Вот такой чеховского склада человек В.Фролов и, к тому
же, незаурядный писатель.
В предлагаемом читателю небольшом сборнике автор сумел отразить с художественной зоркостью и художественной честностью не только, по выражению Горького, "свинцовые мерзости" нашего времени, но и наполнить свои рассказы гармоническим чувством слова и высокого уровня литературным мастерством. В книге нет общих мест и мудрых пошлостей, а название "Туристы" совсем не выглядит неким сарказмом, ибо
с тех пор, как наша нация стала населением, отправилась массовым исходом за границу, то вполне логично превратиться ей и в туристов в поисках своей идеологии и смысла жизни — "этого посоха с крыльями". Если к вышеперечисленным достоинствам автора добавить завидную наблюдательность, четкую прорисовку образов, предметов и деталей, чувство неподдельной доброты к своим героям, несудейскую горечь к заблудшим, то можно прямо сказать, что книга "Туристы" не только
образует "самую субстанцию современного русского уклада", но и становится незаурядным явлением в нашей прозе.
Как известно "рассказ — это выработанный столетиями "условия обитания" слова в литературе". И, тем не менее, этот жанр — один из молодых эпических жанров. Надо заметить, что в последние годы крупные писатели редко обращаются к такой форме литературы. Вот почему данная книга вызывает особый интерес. Чем же хорош этот сборник рассказов, какие в нем отличительные черты? Прежде всего,
автора выделяет индивидуальная словесная ткань. Она пульсирующая, живая, насыщена действием, умением неотрывно держать читателя в напряжении и вовлекать в общий художественный замысел. Отличительной особенностью прозы В. Фролова является и литературный стиль, это тайное прибежище писательского характера, свойств его души. Он кажется ненавязчивым, но цепким и властным; он лиричен, но вместе с тем нередко наполнен огнем вспыхивающего негодования, и, в тоже время, его характеризует
трогательная отзывчивость к людским невзгодам, сердечная забота о человеке в разных ситуациях жизни.
Когда знаешь автора близко и замечаешь на страницах книги печать его души, то возникает множество открытий личного свойства и понимания того, из каких человеческих глубин рождается литературное призвание и его воплощение. Герои В. Фролова, хотя они и "туристы", не развлекают, они вовлекают читателя в поток российской действительности. В рассказе "Ветеран" герой (по всей видимости, полковник спецназа)
надолго прощается с женой. Его, как военного специалиста, вновь возвращают в строй. Когда он вернется, оба не знают.
Весь рассказ написан на полутонах, на общении, в котором больше молчания, недоговоренностей и огромной любви и веры, что и на этот раз судьба будет милостива, все обойдется и муж вернется живым. Рассказ занимает четыре страницы, он написан нахлестом, кусочками, набросан акварельно, но щемит сердце от этого прощания; за каждой строкой — второй план, за этой, казалось бы, недоговоренностью, вся жизнь военного человека, его отношение к родине,
к долгу... Рассказ своим глубинным подтекстом устремлен к тем, кто воевал в Афгане, кто сражался на той, Отечественной войне, на которой была не только смерть и кровь, потери и "пыль, да туман", но было то, что крепит нас по сию пору — Великая Победа. Не исключено, что и сегодня, совсем в ближайшее время, кому-нибудь из ветеранов позвонят и скажут: "Ну, здравствуй! Надеюсь, узнаешь начальника? Хватит дурака валять, дело для тебя есть. Думаю, за новостями
следишь?"
По способу проникновения и постижения характеров своих персонажей, В.Фролов выработал свой отличительный метод, такое впечатление, что он прорастает в души своих героев.
Взять, к примеру, рассказ "Туристы", давший название всему сборнику. Рассказ состоит из двух действий.
Трое молодых людей, выпускников школы проводят отдых в Анапе. У всех троих "громадье" планов, грез и мечтаний. Все они разные, речь каждого самобытна, лица прописаны автором отчетливо. Но вот наступает второе действие — встреча через двадцать лет. В ней подводится итог, пусть не окончательный, но жесткий и по-своему зловещий.
Сюжет, казалось бы, известный — в литературе и драматургии отработанный. Но почему, в данном случае, все так неожиданно, так по-новому и так узнаваемо? Ответ простой и ясный: талант — есть дело не случайное!
В своей новой книге В. Фролов так глубоко заглядывает в бездны нашей современной жизни, так профессионально разбирается в причинах и следствиях перерождения, случившегося с нами за последние двадцать лет, что невольно понимаешь и беды писателей, работу которых власть иногда воспринимает пренебрежительно, суживает их территорию деятельности, их служение правде и своему Отечеству.
В истории литературы есть авторы давно признанные в жанре рассказа, есть в нем и свои корифеи. Из западных мастеров вспоминаются Эдгар По, О, Генри, Джек Лондон, из русских — Чехов, Бунин, Куприн, из советских — Шукшин, Ю.Казаков...
На наш взгляд именно Юрий Казаков, с его лиризмом, русскими и православными ценностями, с умением понять "великую разницу между "мужским и "женским" началом", с возможностью поднять "вечные темы", наиболее близок Фролову. Впрочем, в замысел этой статьи не входит задача поставить талантливого автора по ранжиру и определять его место в литературе. Сегодня творческий путь писателя В. Фролова
входит в пору зрелости и подобная перспектива — дело будущего. И лучше всего, это сделает время. Мы же предвосхищаем такое чтение, без которого читатель никогда уже в дальнейшем не обойдется.