Юрий Богданов __ «…ТЕНИ НА ТРАМВАЙНЫХ РЕЛЬСАХ…»
Московский литератор
 № 15 июль, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Юрий Богданов
«…ТЕНИ НА ТРАМВАЙНЫХ РЕЛЬСАХ…»
Лена ВОРОНОВА. "Повесть аномального места". — М.: АП "Столица", 2016.

     Писателя Лену Воронову всегда интересовали необычные темы в жизни, которые она старалась перенести в своё литературное творчество. Оригинальность её мышления, выводы, умозаключения, касающиеся "земных дел" и космоса, ярко проявились в первой книге "Разумная Вселенная. Инопланетная письменность". Тот, кто прочел данную книгу, для себя отметил, что появился писатель со своим взглядом на жизнь, которого интересно читать и делать свои выводы без жёсткого навязывания автором своего мнения, а призывающим к размышлению читателя. Чтобы он стал скорее соавтором того, что предлагает Лена Воронова, а не безвольным соглашателем с любой её концепцией.
     В этом году вышла из печати её новая книга  "Повесть аномального места" в рубрике "Мистический роман XXI века". В коротком предисловии "От автора" она говорит: "Первоначально книга задумывалась как документальное описание мистических явлений. Затем повествование перетекло в художественную форму и обрело вид романа, состоящего из двадцати пяти мистических рассказов. И далее: "Основная цель книги - рассказать о непознанном и дать подсказки, как выходить из необычных состояний без потерь для физического и психологического здоровья".
     Эти высказывания автора настраивают читателя на особое восприятие всего романа, потому что он необычен во всех своих проявлениях. Уже в самом начале главный герой Лёшка, несколько "разбитной парень", обнаруживает вокруг себя что-то загадочное: "богульные тени", за которыми "охотятся" учёные. Группа студентов с профессоршей Тамарой Львовной приезжают в аномальное место, где в деревне живут Лёшкины дедушка с бабушкой. Постепенно автор "втягивает" своих персонажей в необычные обстоятельства, давая "запевку" всему роману.
     Сюжет произведения выполнен как бы в пунктирной стилистике: действия перемежаются поэтическими отступлениями с описанием природы, что также придаёт особую тональность. Хочется подтвердить мои слова примером уже из первого рассказа "Богульные тени". Такой приём оживляет повествование, даёт ему многомерный объём: "…Огонь взмывает в небо. Объёмная голограмма зависает над поляной. Бабушка тянет руки к очагу, за ней повторяют все. Красным светом загораются пальцы. От них тянутся лучи. Касаясь горячей основы, взлетают ввысь, полукруглыми линиями падают на края поляны…". И такой приём характерен для всей книги. Читатель ощущает, как "скрепляют" эти поэтические отступления полотно повествования, оживляют действие.
     От рассказа к рассказу мы видим, как меняется облик главного героя романа. Собственно говоря, перед нами проходит вся его жизнь: от юноши и до зрелого человека. Но самое интересное то, что молодой задор в характере Лёшки не исчезает. Он, как и в юности, стремится познать неизведанное, открыть для себя и других сокрытые от обычного человека загадки природы, в том числе аномальные явления.
     Лена Воронова умеет нарисовать картину той обстановки, которая нужна главному герою, короткими предложениями, как художник — мазками. Не могу не привести ещё один пример из рассказа "Русалка". Действие происходит в аэропорту: "…Громкие аплодисменты. Рулёжка по взлётке. Долгожданная земля под ногами. Гулкий коридор повторяет шаги туристов. Баннеры на русском языке. Белый автобус с крылатым конём на привокзальной площади. Лёшке кажется, события нанизываются на длинную нитку. Словно кто-то импульсивно дёргает время. Дорога выводит к водной глади. Замирает в позе богомола. Всё теряет значение. Огромное солнце, окрасившее море в оранжевый цвет, перекрывает предыдущие события.
     — Песчинка света, — глядя на небо, твердит Лёшка, — ради этого стоило приехать…".
     Полифоничность романа ощущается во всём. Две основные темы — судьба главного героя в обыденной действительности и те аномальные явления, которые погружают его в необычные, фантастические ситуации. Эти темы "обрастают", на первый взгляд "побочными" темами, дополняющими и объединяющими мажорное звучание всего романа.
     Лена Воронова берёт аномальные явления из жизни, но "подаёт" их так, что они становятся чем-то неотъемлемым, простым и естественным в нашей  текущей действительности. Автор предупреждает читателя о том, что "…в некоторых главах говорится о влиянии священнослужителей. В данном повествовании основа — православие.
     Но все посвящённые люди знают особенные обряды, помогающие в той или иной ситуации. Если ваша вера не христианство, в лоне своей религиозной культуры вы найдёте такую же мощную помощь…".
     Невозможно в короткой рецензии дать всеобъемлющую картину всего произведения. Хочется предложить самому читателю ознакомиться с новой книгой Лены Вороновой и сделать самостоятельные вывод об уровне исполнения романа, а писателю пожелать дальнейших устремлений и успехов на ниве поэтической прозы.