Анатолий Кряженков __ О ХУДОЖНИКЕ И ЕГО ЭПОХЕ
Московский литератор
 № 13 июнь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Анатолий Кряженков
О ХУДОЖНИКЕ И ЕГО ЭПОХЕ
В городе Острогожске, что в Воронежской области, многое напоминает о великом русском художнике Иване Николаевиче Крамском. Памятник на бульваре, носящем его имя, домик-музей под соломенной крышей, где он появился на свет, художественный музей и картинная галерея, в которой собраны его работы и полотна знаменитых живописцев XIX столетия.

     Ежегодно 8 июня жители этого города приходят на бульвар Крамского и возлагают цветы к подножию памятника художнику. На этот раз воспитанники Острогожской детской художественной школы имени И.Н.Крамского возле художественного музея создали настоящий живописный ковёр на асфальте с помощью цветных мелков.
     А в самом музее прошла презентация книги о живописце, изданной в популярной серии "Жизнь замечательных людей". Автор — писатель и журналист, член Правления МГО СП России, заслуженный работник культуры РФ Николай Карташов. Это уже вторая его книга, изданная в популярной серии, первая была посвящена жизни и деятельности поэта, философа, просветителя первой половины ХIХ века Николая Станкевича.
     Собравшиеся в самом представительном зале музея, где со стен глядели полотна современников Крамского, вели разговор о жизни и творчестве земляка, выделяя его талант живописца и графика, зрелость теоретических и критических высказываний, организаторские способности и человеческие качества. Об этом говорили руководитель отдела культуры администрации Острогожского района Валентина Горбунова и председатель Воронежского регионального отделения Союза художников России Александр Горешнев.
     Атмосферу былой культурной среды воссоздавали музыкальные пьесы и романсы XIX столетия в исполнении ансамбля "Гармония" и лауреата Всероссийского конкурса вокалистов Анатолия Литвякова.
     Отправной точкой беседы служила книга Николая Карташова, а выступление самого автора, прибывшего из Москвы, оказалось в центре внимания. Писатель подробно рассказал о замысле, работе над книгой. По его словам, творческую жизнь Крамского он постарался показать как постоянное проявление характера, настойчивости, утверждение своего изобразительного почерка.
     Вместе со своим героем писатель последовательно прошел маршрутом, на котором юноша мещанского сословия вырастает в мастера живописи, признанного просвещённой публикой и даже царской фамилией.
     Каждая очередная выставка не обходилась без полотен Крамского, непременно привлекавших внимание посетителей. Так в сокровищницу отечественной живописи вошли картины "Русалки", "Христос в пустыне", "Неутешное горе", "Созерцатель", "Некрасов в период "Последних песен", "Лунная ночь" и многие другие.
     Крамской являлся признанным портретистом. Автор книги привел слова одного из живописцев, что Крамской был "особенно зорок к лицу человеческому". Как отметил Карташов, его героем двигало желание запечатлеть на полотне "духовных вождей нации, передовых людей эпохи". В результате появился многоликий портрет пореформенной России. Вот неполный перечень портретов личностей, которыми мы гордимся сегодня: Лев Толстой, Иван Гончаров, Николай Некрасов, Михаил Салтыков-Щедрин, Архип Куинджи, Александр Грибоедов, Илья Репин, Павел Третьяков, Дмитрий Менделеев, Иван Шишкин, Яков Полонский, Сергей Аксаков…
     Неподдельный интерес у собравшихся вызвал разговор о картине "Неизвестная" — шедевре Крамского. Писатель поведал об истории создания картины, впечатлениях о ней на выставках, последующем "хождении её в народ", в массы. Этот идеал красоты, загадочности, недоступности получил, пожалуй, всенародное признание. Ни одна картина художника не была так растиражирована, как эта дама в роскошном наряде. В советское время она стала непременным элементом интерьера в квартирах и гостиницах, даже на конфетных коробках. Мы снова сталкиваемся с характером художника. На вопрос любопытствующих, кто эта красотка, Крамской ни словом, ни полсловом не обмолвился о её имени. По сей день "Неизвестная" остаётся олицетворением женской тайны. Между тем, как подчеркнул Карташов, он предпринял исчерпывающие поиски ответа на интригующий вопрос. И это одно из любопытных примечательностей книги.
     — Большинство людей знает Крамского как художника, — сказал Карташов. — Но мой герой обладал еще огромным даром писателя, поэта, критика. В своей книге я посвятил главу тому, как Крамской размышлял, спорил и писал об искусстве, и эти мысли отличались глубоким пониманием законов творчества, того, что он называл "философией искусства". У него была крепкая оснастка своих доводов: живопись должна утверждать правду жизни, актуальные идеи современности.
     Вот об этом одно из высказываний мастера кисти: "Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы; только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами". Иными словами, художник испытывал зависимость от самочувствия народа и связывал с ним свою судьбу.
     В ходе общения автору были заданы уточняющие и дополняющие тему вопросы.
     В заключение директор центральной районной библиотеки Людмила Мазур сообщила, что читатели, узнав о выходе в свет "Крамского", уже готовы записываться в очередь на получение книги.