Наилучшим образом любое литературное произведение может рецензировать сам читатель, сказав коротко и ясно, может, даже одним словом, поставив твёрдую, на его взгляд, заслуживающую оценку. А прозаик постарается своим повествованием коснуться его сердца и каждого уголочка серого вещества, с восхищением или разочарованием описывая события. Он будет стараться заставить читателя радоваться или огорчаться за судьбы героев своей книги, умственно искать своё место в их жизни, делать
для себя открытия в общественном поведении.
Читатель, поглощённый чтением, забыл о своих собственных нуждах, вместе с героями идёт в атаку на ненавистного врага, ходит в разведку, летит в космос, спасает попавшего в беду человека, участвует в уборке урожая, любит прелестную девушку, находится в глубокой и опасной шахте и прочее, прочее...
Вот и Кирилл Усанин в своём сборнике повестей "Айда, голубарь" заставил меня, вместе с героиней повести "Канарейка в шахте", газомерщицей Лидой Порохиной, спуститься глубоко под землю, лазить по сложным горизонтам и многочисленным штрекам, забоям, гезенгам, коснуться умом и сердцем крайне опасной шахтёрской жизни...
Я вижу, как она пробирается по тёмной выработке... и вдруг почувствовала злополучный запах. "Неужели метан?" — мелькнуло в её голове. Поднеся счётчик к глазам, убедилась в этом, и сердце тревожно забилось. Не за себя, а за шахтёров, что в лаве, и тут Лида Порохина "услышала приглушённый стон". На повторении стона Лида пробиралась во мраке, и в глубине выработки на ощупь нашла человека. Он был без сознания. Хрупкая, худенькая женщина, когда-то страстно любившая,
а потом оплакивающая разлуку, забыла о самоспасении, взвалила на плечи шахтёра и с огромным трудом устремилась к спасительному выходу. Продвинувшись, где стало легче дышать, напрягая зрение, она узнала в спасаемом молодого, ещё неопытного паренька Федю Морозова.
Автор захватывающе описывает, как Лида, сама порою на миг теряя сознание, теряя силы, продолжала спасать шахтёра, дотащила его до других шахтёров, и те вовремя помогли ей. Писатель не только раскрыл её настоящий героизм, но и женский характер, показав Лиду доброй, заботливой и радующейся всем её окружающим.
Чтение повести захватывает, и читатель может осознать, что остановиться трудно, ему так и хочется узнать о ходе дальнейших событий.
Повесть, такую же захватывающую, как и прежняя, "Айда, голубарь", автор вкратце, но с болью в сердце начал о демографическом изменении села Петково и в сёлах, вокруг расположенных, о сельскохозяйственной разрухе, о резком изменении эколо-гии, о гибели ранее благоухающей природы, подчеркнув, что всё это происходило в начале нынешнего века. Красочно и захватываю-ще описал о том, как приводил в порядок купленный в селе дом горожанин Коротков, рассказал о знакомстве и
дружбе с бывшим председателем колхоза Павлом Игнатьевичем, о строительстве голубятни, о тёплом отношении к обитателям села, а также и о нанесённом визите сыновьям, что проживают в далёком Калининграде, и о том, почему он вернулся обратно в Петково...
В судьбах героев повестей Кирилл Усанин умело отразил характер русского человека, его трепетное отношение к обществу и общества к нему, а также преданную любовь к матушке-России и всему святому, связанному с ней.