Наш корр. __ ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ
Московский литератор
 № 12 июнь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 




ФИЛОСОФСКИЕ ДИАЛОГИ В ЦДЛ

     В Малом зале Центрального Дома литераторов под эгидой МГО СП России 27 мая прошёл очередной Круглый стол "Философские диалоги" на тему "О концептуальной преемственности: А.Ф.Лосев ("Диалектика мифа") и В.Ф.Дружинин ("Как жить человеку на планете Земля?"), — сходство и раз-личие". Постоянный ведущий Круглого стола профессор Виктор Федорович Дружинин сделал, как всегда, развернутое сообщение по теме. Его главная мысль — продолжить разворот трактовки истории философии от идеологического противоборства (материализма и идеализма, науки и религии) к философии всеединства или "высшего синтеза", виднейшим представителем (а по сути, провозвестником) которой в России (СССР) был Алексей Фёдорович Лосев, — в его работах в единстве наличествуют и религиозно-мифологические сюжеты, и интуиции искусства, и мистические прозрения, и научные проработки в области педагогики и психологии, — причем логика мысли гармонично сплетена с художественным вымыслом. Ведущий отметил, что попытки наиболее глубокого осмысления фундаментальных проблем бытия (что есть человек, что есть окружающий его мир, каковы взаимоотношения между ними, что есть жизнь, что есть смерть, существует ли бессмертие души, свобода воли человека, что есть любовь и ненависть, милосердие и жестокость и т.д., — в чем, в конечном счете, смысл нашей жизни?), всегда (изначально) существовали у лучших мыслителей мировой (и российской — до 1917 года) философии. А. Ф. Лосев помнил об этом. Но многие в его и наше время забыли (или делали, делают, вид, что забыли). Постсоветская философия в России остается, в значительной степени, на прежних рубежах непоколебимого материализма и упрощенно понимаемой научности, — при этом неправомерно забывают о таких важнейших компонентах целостности человека, как дух и душа. Теперь, похоже, настала пора вспомнить и нам. Новая книга В.Ф.Дружинина "Как жить человеку на планете Земля?" (М., 2015) как раз об этом. О презентации этой книги в ЦДЛ мы уже писали. На этот раз речь пошла главным образом об анализе обеих книг с позиции сходства и различия (содержательного, стилистического, методологического, биографического). Отмечено наличие у А.Ф. Лосева трагической (и героиче-ской) биографии противоборства с Левиафаном  (государственной идеологией и репрессивным аппаратом).  Профессор Дружинин говорил об "авангардном бое" замечательного философа в суровые советские времена. Но вот в чем вопрос: уже и завершилась пора репрессий, уже и А.Ф. Лосев реабилити-рован, —  ему присуждена Государственная премия и он даже награжден орденом, — уже существует его Дом — музей (библиотека) в центре Москвы, но преемники "философии высшего синтеза" что-то не просматриваются явно (в том числе и на прошедшем Российском философском Конгрессе 2015 года). Похоже, Левиафан отнюдь не побежден, — в головах некоторых наших философов он существует, похоже, на генетическом уровне. Он слишком изворотлив,  он обладает  страшным оружием, — "замалчивание". Поэтому, подчеркнул В.Ф.Дружинин, столь важна работа  Дома — музея (библиотеки) А.Ф.Лосева, работникам которого хочется пожелать дальнейших успехов в пропаганде творческого наследия Мэтра. И возможно, наконец, этот тренд скажется на работе наших философов, в том числе и в ходе Конгрессов, все-российских и мировых. В ходе дальнейшего обсуждения темы были заданы вопросы, состоялись выступления участников (в том числе и с чтением собственных стихов), диалоги и даже споры.

     Наш корр.