Анатолий Яковенко __ НА РАДОНЕЖСКОМ ХОЛМЕ
Московский литератор
 № 11 май-июнь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Анатолий Яковенко
НА РАДОНЕЖСКОМ ХОЛМЕ

     2 июня исполняется десять лет со дня смерти выдающегося русского скульптора и пламенного патриота России Вячеслава Михайловича Клыкова (1939 — 2006). Его скульптурные работы — памятники преподобному Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Петру I, Александру Пушкину, Константину Батюшкову, Ивану Бунину, Георгию Жукову, Николаю Рубцову, Игорю Талькову и другим прославленным  русским людям, навсегда вошли в сокровищницу русского национального искусства. Сегодня мы  публикуем статью писателя Анатолия Яковенко о Вячеславе Михайловиче, написанную в уже далёком 1988 году.
     Недавно в Радонеже свершилось знаменательное событие в нашей отечественной жизни. Состоялось открытие памятника одному из самых  ревностных заступников земли русской — преподобному Сергию. Основателю Троице-Сергиева монастыря и вдохновителю русского воинства на Куликовскую битву, с именем которого на устах уходили ратники от Москвы, Серпухова и Коломны к Дону и Непрядве, чтобы "сразиться с антихристовой нечистью" и навсегда освободиться от  татаро-монгольского гнета.
     А всего лишь за год до этого вокруг памятника происходили довольно странные события. Дорогу на Радонеж по чьему-то распоряжению сверху перегородили двумя рядами автобусов, а множество добравшихся на электричках людей наталкивались сразу у станции на милицейское оцепление, тоже не пропускавшее никого дальше. А сам памятник — безвозмездный дар скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова — на пути к святому месту  был  вообще арестован и увезен в неизвестном направлении.   
     Но многие в тот день не устрашились выставленных заслонов и форпостов. С древними гербами, полотнищами и вытканными ликами Преподобного они всё же прорвались на самый высокий холм в Радонеже и дали  клятвенное обещание рано или поздно поставить ему памятник.  Казалось, что именно тогда случилось нечто особое и великое! В душах произошло очищение, возврат к тем утраченным ценностям, которые вот уже тысячу лет составляли нравственную основу всего нашего народа, и благодаря чему он сумел сохранить себя как единое целое.            
     — Главное — не уступить в духе! — неизменно повторял Вячеслав Михайлович. — Нужно освобождаться от страха… только совместными соборными усилиями мы сможем противостоять всем тем, кто и по сей день не прекращает глумиться над нашими святынями.
     Но всякое благое обновление не приходит само собою. Оно требует мужественного жертвенного действа. На которое только и способны лишь те, кто обладает провидческим взглядом, собиратели и устроители вроде Ярослава Мудрого, Сергия Радонежского, Козьмы Минина.
     К таким людям мы когда-нибудь, возможно, причислим и кого-то из ныне живущих. Ибо их сегодняшний вклад, все их подвижнические дела и являют истинный пример того самого гражданского служения.
     И памятник был установлен… Все собравшиеся на этот раз окружили его живой стеной, словно защищая от всё тех же не уступающих тёмных сил. Но никто уже не скрывал радости от нашей общей победы. Тут же рядом  исполняли под старинный распев былины, кто-то с жаром читал свои совсем ещё свежие стихи, а кто и просто отрешённо вглядывался в строгий каменный образ святого в монашеском облачении.   
     И 29 мая стало настоящей вехой в зарождающемся русском национальном движении. И хотелось верить, что этот монумент преподобного Сергия на холме останется тут навечно, вдохновляя, поднимая и благословляя весь наш народ на какие-то новые духовные и ратные подвиги.