Елена Бадякина __ ВОСХОЖДЕНИЕ К ДУШЕ
Московский литератор
 № 9 май, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елена Бадякина
ВОСХОЖДЕНИЕ К ДУШЕ
Екатерина ГЛУШИК. "Своё стояние". — Екатеринбург, 2015.

     Каждая книга Екатерины Глушик, будь то сборник статей о Республике Беларусь, беседы с Дж. Кьезой и Б. Милошевичем, с приемным сыном Сталина А. Сергеевым, или рецензии на прочитанные ею книги, или рассказы с детскими воспоминаниями, — всегда как встреча с верным другом, который не обманет, не предаст. Вот и новая книга Екатерины "Своё стояние", куда вошли рассказы последних лет, не может не трогать душу. В этих историях, как в капле воды, отражена наша жизнь с ее горестями и радостями.
     Герои рассказов — наши современники, мы видим их на улице, общаемся с ними, не подозревая об их истинных мыслях и чувствах. Но, благодаря автору, словно видим их наяву, слышим их голоса.  И в каждом персонаже открываем что-то новое. Судьбы многих  из них разрушены распадом великой страны, когда мирная и спокойна жизнь разбилась вдребезги и летит под откос. И людям, оказавшимся, не по своей воле, в эпицентре этих страшных событий, приходится претерпеть немыслимые муки и страдания, о которых порой невозможно читать без слез. Простые русские люди отрезаны от матери-родины, брошены на произвол судьбы, стремятся воссоединиться с родным отечеством. Но и  вернувшись, не обретают счастья в новой, капиталистической России, где нет места, ни жалости, ни состраданию. Но женщины, чьи судьбы перечеркнуты распадом Союза ("У черты", "Два дня, которые были"), несмотря на все испытания, выпавшие на их долю, смогли сохранить и честь, и достоинство, и невероятное благородство.
     Чего не скажешь о тех, кто, наоборот, обогатился в эпоху крушения страны, стал "хозяином жизни". Но счастья это, нежданно и незаслуженно свалившееся на них богатство, не приносит. Скорее, наоборот. Хотя, вроде, все идет, как по накатанной, — бизнес, успех, богатство, роскошные женщины, дорогие особняки, поездки за рубеж. Казалось бы, чего еще желать? Но нет ни радости, ни покоя. Не приносит счастья успешная писательская карьера, сделанная на плагиате и охаивании советского прошлого бездарным рифмоплетом Кринкиным ("Сворованная строка"), или привлекательная внешность, обретенная с помощью дорогих пластических операций ("Чертовская красота"). И даже обретение вечной молодости с помощью чудо-сыворотки, полученной из стволовых клеток не рожденных детей ("Стволовая жизнь") приносит только душевные  муки. Этих, на первый взгляд, "успешных" персонажей Екатерина выписывает тщательно,  скрупулезно, без пафосного осуждения. Но именно это спокойное и как бы отстраненное бытописание ужасает больше всего, отверзая всю глубину падания новоявленных "господ". Мы видим их расчеловечивание, утрату нравственных ориентиров, и, как следствие, неизбежный крах. Кому-то всё же удается очнуться, одуматься, как героине рассказа "Воплощающий мечты", а кто-то, наоборот, верит, что сумеет пробиться наверх, хотя платить за это приходится страшную цену ("Заманить удачу!"). Есть и такие, кто желает поскорее забыть советское прошлое, свою беззаботную юность, когда мир был таким ясным и открытым, и казалось, что всё впереди ("Здравствуйте, девочки!"). Но случилась перестройка. "Перестроили! Всю жизнь перекособочили. Кто их просил?" — вопрошает героиня рассказа. Итогом этого чудовищно развала стала гибель миллионов наших сограждан, которые, как героиня рассказа, давшего название книге "Своё стояние", незаметная простая журналистка областной газеты, не думали — не гадали, что им, в мирное время придется встать перед выбором — склонить голову перед палачами или остаться до конца настоящими людьми,  не сломленными, не сдавшимися, повторив, тем самым, подвиг героев, о которых читали в книгах о войне.  Но они выдерживают испытания, побеждая своих мучителей.
     И даже в удивительно тонкие и лиричные рассказы о любви — будь то первое, юношеское пробуждение чувств — "Сашины каникулы", "Трепет", "Яблоневое озеро, яблоневый сон", или, наоборот, яростные, рвущие душу, переживания героев рассказов "Страсть", "Запах ночи", "Любимый навсегда", "Две свадьбы и одно венчание в жизни молодой женщины", тоже вторгается политика, корежа человеческие судьбы, разбивая мечты о счастье.
     А вот у героев "детских" рассказов, наоборот, нет страха перед будущим, они живут в своих детских грезах, как славная малышка Оля-Олечка, искренне считающая, что романс из оперы "Евгений Онегин" адресован именно ей. И потому, отправляясь в гости к бабушке, спешит сообщить радиоприемнику, откуда льется волнующий голос, объясняющийся ей в любви — "Я люблю вас, Ольга!", — куда именно она едет. В надежде, что голос ее найдет. И чудо случается. Жизнь девочки наполнена счастьем и радостью, пока обстоятельства не разрушают эти детские грезы. В далекое детство возвращает нас и рассказ "Полет мертвых стрекоз", и воспоминая о родных людях ("Бабушка Матрешка"). Герой рассказа "Отправляющиеся в путь" воскрешает образ бабушки, ожидающей с фронта мужа, но годы проходят, а муж всё не возвращается. Но она снова и снова, в дождь и в снег, идет на вокзал, чтобы встретить первый  утренний поезд. И вдруг случается чудо.
     Невозможно не влюбиться и в бабу Таню из "Родину любяща", с ее бесхитростными, искренними воспоминаниями о прожитой жизни. Это -словно летопись страны,  сотканная из судеб простых людей.  Каждый  рассказ сборника заслуживает отдельного упоминания и высокой  оценки. Но лучше просто взять книгу и окунуться в мир искренних чувств и переживаний. Это — как обретение истины, делающей нас лучше и сильнее. Той высокой правды, которая делает нас людьми.