Елена Царёва __ «ПРИТЯЖЕНИЕ» в ЦДЛ
Московский литератор
 № 7 апрель, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Елена Царёва
«ПРИТЯЖЕНИЕ» в ЦДЛ
В Малом зале ЦДЛ прошла презентация литературного альманаха "Притяжение"
(М. Культурный центр Фелисион, 2015).

     Это шестой выпуск альманаха, он уже был "Притяжением", назвался "Спирали"… Теперь (по словам издателей) вновь стал "Притяжением", и, как им кажется, надолго. Руководитель культурного центра и бессменный издатель альманаха, член МГО СП России Лариса Прашкивская-Фелисион в течение многих лет ведет колоссальную работу, объединяя таких разных, но невероятно талантливых авторов. Это отметили и выступавшие на вечере. Например, критик, литературовед Сергей Ивашкин сказал: "Литературный альманах "Притяжение" продолжает собирать столь разных авторов, что, несомненно, нужен тот магнетически-гравитационный центр, который соединяет пейзажную лирику и стихи для детей, литературную критику, краткую выразительную прозу, переводы западной классики. Собрались авторы под одной обложкой из своих текстов волей составителя создали новый дискурс: "собранье пестрых глав", где темой притяжения стали имена Михаила Лермонтова, Марины Цветаевой, Николая Рубцова. Это не попытка подражать или петь с чужого голоса. Это связь с модернизмом Серебряного века и, конечно, с классическим наследием построения поэтической речи".
     В детских стихах слышна поэтическая легкость Корнея Чуковского, ироничность Сергея Михалкова, Агнии Барто. Жизнеутверждающие стихи и проза отвечают категориям сущностного и должного. Сущностное предстает в пейзажной лирике, как реалистическое описание. И оно достоверно. Должному соответствует эмоциональная соразмерность  чувства к родной природе, к отечеству. Не к видимому миру только, сколько к миру воображаемому, прочувственному, промысленному, но не рассудком. И это держит в напряжении читателей, переходя от слова к слову. Представляется, что в будущем тексты альманаха ждут новые разноречивые и, одновременно, свободные прочтения, в соответствии, с изменяющимися историческими и эстетическими запросами. Может быть, для авторов собственные речи останутся сами по себе, может быть, выражением постоянства в дискурсивном "зеркале", остановившимся снимком, вырванным у течения жизни в бытие из забвения. Течение жизни унесет в самостоятельное плавание: стихи для детей, слова "крепка ты, церковь деревенская", переводы, критические штудии.
     Еще одна замечательная тема прочертила свой отпечаток авторской деятельности через слова альманаха. Речь идет о путешествии, об открытии иных пространств, встречах с новыми людьми, о неизбежной восторженности и часто о таком же неизбежном разочаровании несбывшихся ожиданий. Это топография стихов о Венеции (Юрий Дойников), очерк о Лодейном Поле (Надежда Колноузенко), о городе Вена, реке Волге, Коктебеле (Сергей Леонтьев), о Москве (Вячеслав Михайлин), о рязанщине (Лариса Прашкивская), стихи о Русском Севере (Полина Рожнова), очерк "Про Иерусалим" (Валерия Суворова).
     В альманахе возникает сообщество людей вокруг рождаемых, выражаемых идей — любви к родному дому, к человеку, к природе, к самодостаточной ценности бескорыстного созерцания образов и явлений, к внутреннему миру, к динамике посягательств внешней среды.
     Выпуск альманаха — это событие, переживаемое сообща. Оно говорит о не случайной слиянности, спаянности голосов, но, даже, об оспаривании друг друга и, в тоже время, недостаточности одинокого голоса самости. Авторы вступили в перекличку речитативов по соглашению, по настоятельной необходимости, но не по долгу семейного родства или сословной общности, а по виду этической оценки перед лицом жизнеутверждающей силы. Жорж Батай пишет: "Жизнь сообща должна держаться на высоте …напряженности…" Так частично можно растолковать идею замысла альманаха.
     На вечере звучали не только слова о достоинствах альманаха и огромной работе всех, кто составлял, верстал, оформлял это издание. Звучали стихотворения. Звучала музыка. В удивительной теплой, домашней атмосфере собравшиеся отметили выход очередного литературного альманаха, которому суждена долгая жизнь. Ведь книги — они как дети. Вот ребенок появился на свет… И у него началась своя жизнь. Хочется верить, что она будет яркой и удивительной.