Ирина Лесная-Иванова,
кандидат философских наук ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ Игорь ИЛЬИНСКИЙ. "Стихи и песни". — М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2006.
Однажды на вопрос о том, что бы мне почитать, коллеги по работе порекомендовали сборник И. Ильинского "Стихи и песни". Я знала, что автор — многогранная личность: ректор МосГУ, доктор философских наук, автор сценариев к радио — и телеспектаклям, исторической повести "Василий Алексеев" в серии "Жизнь замечательных людей", действительный член Академии российской словесности — и заинтересовалась содержанием предложенной книги. Сборник пришёлся
мне по душе, оказался близок прежде всего в мировоззренческом аспекте, вызвал большое уважение и желание рассказать об этом произведении людям.
Стихи Игоря Ильинского — это воплощённый в хорошей художественной форме опыт человека-борца, победителя, которому есть что сказать современникам и грядущим поколениям. Это поэзия философа и устроителя мира, активно воплощающего свою философию в жизнь. Известно, что центральным вопросом онтологии является вопрос о бытии, его первооснове, субстанции, качестве бытия, его уровнях. Древние мыслители по-разному отвечали на вопрос о первоосновах бытия. Фалес считал основой
всего воду, Анаксимандр — апейрон, Анаксимен — воздух, Гераклит Эфесский — огонь и борьбу противоположных начал, а И. Ильинский пишет:
Изначальней всего в этом мире любовь,
Лишь любовь зачинает, творит, утешает.
Утихает любовь, разгорается вновь.
Плодоносит любовь и пределов не знает.
И. Ильинский говорит: "Кто страданий не знал — тот и вовсе не жил"(34). Тот, кто не страдал, не переживал за чужую беду, принимая её близко к сердцу, не уставал от борьбы, находясь в гуще продуктивных конфликтов, через которые часто свершается развитие, не ощущал тонко и остро несовершенство земного мира, несоответствие между сущим и должным, изучением и устранением которого должна заниматься философия, тот не был ни хорошим другом, ни поэтом, ни
философом, ни просто чутким отзывчивым человеком и гражданином своей страны. Автор книги " Стихи и песни" переживает за судьбу Родины:
Ах, ты, Русь, без конца и без края,
Что творишь ты, глумясь над собой?
Ну, а я-то — зачем я рыдаю
Над твоей непутёвой судьбой?
Когда мы говорим о бытии, то невозможно обойти вопрос о его качестве, которое на уровне социума включает в себя абсолютные идеи категорий нравственности, в большей или меньшей степени реализуемые в земной жизни.
В стихотворении "Наш век" И. Ильинский констатирует факты, говорящие, что духовное качество бытия оставляет желать лучшего: "Всё реже чтим мы добродетель, всё чаще злоба нас снедает", "лицом мы именуем маску и похоть липкую любовью", "бездарностям дарим награды, ... и вот уже пирует подлость, и скорый суд вершит злодейство".
Само обнаружение негативных фактов — положительное явление, так как косвенно оно уже ставит вопрос о том, что должен делать человек, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону.
В стихотворении "Прощаясь с ХХ веком" поэт говорит, что человек должен занимать активную жизненную позицию, творить добро, а не жаловаться на плохие времена:
Мы трудимся — и век наш светел.
Воюем мы — и страшен век.
За всё в сей жизни мы в ответе.
Давая оценку такому атрибуту материи как время, И. Ильинский в стихах подходит этой категории диалектично. Время делится на космическое, вечное и мгновения. В стихотворении "Все говорят, что жизнь — мгновенье" автор указывает, что не все миги жизни становятся вечностью, а только те, которые прожиты с вдохновением, озарены творческим трудом.
Стихи И. Ильинского несут в себе заряд оптимизма. "Заря взойдёт! — Я верю в это!", "И ночь — как ни темна — и всё же день настанет!" Поэт внушает читателям, единомышленникам:
Мы сможем всё, коль Клятвы не нарушим.
Мы все невзгоды вновь преодолеем,
Когда трудиться будут наши Души
И станем мы не злее, а умнее.
Тема совести, столь характерная для русской классической литературы, раскрывается в воспоминаниях о матери.
Наверное, нет на земле человека, который не чувствовал бы своей вины перед родителями.
Обострённо переживающий за прошлое лирический герой стихотворения И. Ильинского "В моём саду печаль и снег" говорит:
Давно ли мать была жива…
Поговорить бы… Нет, как бес носился!..
Спросить бы: "Мама! Как жила?"
Хотел, хотел спросить,
да не спросилось…
Тема преемственности, общения поколений красной нитью проходит через всю книгу стихов И. Ильинского. Не только дети, но и взрослые часто пренебрегают общением с младшими поколениями или не могут показать им хороший пример и актуальными становятся слова автора книги " там нет хорошей молодёжи, где нет хороших стариков". Качество жизни зависит и от того, какие ценности выбирают люди, и И.Ильинский призывает: "Возьмём из прошлого навеки Надежду, Веру и Любовь!"
Стихи И. Ильинского о любви нежные, светлые, тёплые, лирические. Особенно удачны произведения: " Прости мои обиды", "Скажи, куда мы мчим? Куда, скажи, несёмся?", " Я приду избитый", " Тебя как божий дар храню". Любимая женщина — это источник не просто вдохновения, но всей творческой жизни:
Ты рядом — и я быстр и светел.
Противен злу, открыт добру,
Любой печали безответен.
Исчезни ты — и я умру.
И. Ильинский превосходно владеет художественным стилем. Разнообразны скрытые сравнения поэта. В книге много метафор, тяготеющих к гиперболизации: "лавины чувства", "океаны страсти", "наивности моря". Лирично и необычно скрытое сравнение "снег — мамина слеза". Есть метафоры, продолжающие классические формулы. Например, "век мой — зверь мой" (формула О. Э. Мандельштама "век тире кто?"…) наполняется у И. Ильинского многообразным
содержанием, в целости, рисующим разные грани ХХ века: "век-космодром", "век-интернет", "век-телевизор", "век-политик", "век-кровопийца", "век-наркоман", "век-человек". Интересна метафора "кристаллы успеха". Сильной стороной является соединение двух художественных приёмов в одной фразе: "век летит и сатаной смеётся", "в душе восходит рожь" (метафора и олицетворение), "мы все больного века дети" (эпитет
и метафора). Трогательно сравнение: "стихи, как тихая молитва". Любопытен опыт перевёрнутого сравнения, отражающего ненормальное состояние мира. Автор пишет, что в тайге "звери злые, словно люди". Раньше сравнение звучало наоборот. Как же должен деградировать человек, чтобы появились такие строки! В книге присутствует удачное олицетворение: "Кусты… растерянно глядят из-под сугробов". В стихах есть афоризмы, например, "лишь только отдавая, обретёшь".
Форма произведений, представленных в книге, разнообразна: это и лирические стихотворения, и посвящения, и песни, и даже стихотворения-новеллы.
Любви ко всему живому, к созиданию прекрасного мира, борьбе со злом, героическому преодолению трудностей, труду на благо Родины, верности светлым идеалам учит книга И. Ильинского. Изданная в 2006 году, она с интересом читается уже десять лет и будет востребована и далее всё новыми и новыми поколениями.