Владимир Ежов __ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЗВЕЗДЫ
Московский литератор
 № 4 февраль, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Владимир Ежов,
профессор механико-математического факультета МГУ

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЗВЕЗДЫ

     «Рождественский вечер» на Таганке. В уютном зале на малой сцене. Это — как вернуться в отчий дом после долгих скитаний и попасть на званый, и в то же время, семейный праздник.
     Праздник этот придумала и воплотила автор спектакля и всей музыки, прозвучавшей в нем,  композитор Татьяна Жанова, музыкальный руководитель театра.
     И вот праздник начался! Конечно, с вальсов, с двух чудесных вальсов Татьяны Жановой, "Снежного" и "Пушкинского". Они задали тональность, настроение, одухотворили, и праздник разгорелся!
     Началось фирменное представление обитателей Таганской усадьбы. А в ней, как на подбор, представлены все лучшие персонажи мировой сценической культуры: и Наташа Ростова (Екатерина Варкова), и Марлен Дитрих (Галина Володина), и Настасья Филипповна (Анастасия Колпикова), и Королева Марго (Маргарита Радциг), и яркая, универсальная, искристая Полина Нечитайло, и лучезарный гитарист Никита Лучихин, и, конечно, ансамбль виртуозов Таганки "Капельмейстер бэнд" под руководством Татьяны Жановой, состоящий из лауреатов международных конкурсов.  
     "Таганка", как магический кристалл, как емкий конденсатор, концентрирует в себе все лучшее в мировой культуре, а потом со специальным Таганским коэффициентом преломления, с изяществом, глубиной и изысканным вкусом щедро рассеивает в зрительном зале.
     Нигде так не играют музыку, не исполняют романсы, не читают стихи. А какие это музыка, романсы, стихи? Чудесные, сказочно прекрасные, новогодние. А потом в зале стало тесно, и зрители все вслед за звездами вырвались в кругосветное музыкальное путешествие.
     Красота, как будто находишься на международной космической станции и плавно проплываешь (а на самом деле, проносишься) над странами и континентами, как в стихотворении  "Летчик" Бориса Пастернака ("...в Париже из-под крыши..."), и отовсюду доносится музыка пролетаемых стран. И в каждой хочется приземлиться, погостить, насладиться ее мелодией, душой, но праздник зовет дальше, и мы снова в этом рождественском полете, и у нас образуются крылья, ощущение силы, легкости и преодолимости всех препятствий, а их почти и не остается, — музыка стирает границы стран, успокаивает мировые раздоры, царит "и в сердце, и в природе".
     И все это происходит под аккомпанемент падающего снега в изящнейшей, нежной, воздушной конструкции вертепа художника Елены Бритовой, да и сама она тут же оперирует видеокамерой: юная, прозрачная, неземная, как снежинка.
     Вечер заканчивается сюрпризом — бурлеском "Черный кот" в блестящем исполнении Полины Нечитайло и "Капельмейстер-бэнда". И зрительный зал какие-то мгновения сидит завороженный, пока не приходит в себя и не разражается благодарными аплодисментами.
     Эту усадьбу совсем не хочется покидать, хочется остаться здесь волонтером, помощником, если во что горазд. Хочется еще побродить по коридорам и лабиринтам театра, где прошла история страны от оттепели 60-х до наших дней.
     Тут и старина Чаплин, поселившийся в сквозном коридоре с основания театра. Таганка — там, где Чаплин. Он настраивает актеров каким-то особым Таганским настроем, каким настраивал Ю.П. Любимов, а теперь обаятельная Ирина Апексимова, и мы смогли в этом убедиться, вернувшись в родной Таганский зал на премьеру "Рождественского вечера".  
     Прошло время, а я до сих пор смотрю на мир праздничным взглядом и напеваю прекрасные рождественские мелодии Татьяны Жановой, и это счастье!
     Буду ждать новых встреч с прекрасными талантливыми обитателями Таганской усадьбы и виртуозным ансамблем "Капельмейстер бэнд", ведь автор спектакля придумала такой замечательный формат, который можно развернуть навстречу любому празднику.