Игорь Витюк __ ЭХО ПОЗДНЕЙ ЛЮБВИ
Московский литератор
 № 3 февраль, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Игорь Витюк
ЭХО ПОЗДНЕЙ ЛЮБВИ
Вячеслав ПОСТНИКОВ. "Земное притяжение". Любовная лирика. — Рязань: "Литера М", 2015.

     В русской поэзии до Фёдора Тютчева по умолчанию считалось, что писать о любви в зрелом возрасте, ну, как-то неприлично. Фёдор Тютчев сломал этот стереотип и своим творчеством, и своей богатой личной жизнью. Ведь любовь не знает возрастных границ. Своё гениальное стихотворение "Последняя любовь" Тютчев написал в пятидесятилетнем возрасте и тем самым проторил дорогу русским поэтам в мир поздней любовной лирики. Слава Богу, что со второй половины прошлого века русские поэты, в своём большинстве, живут долго, а в них, несмотря на возраст, цветёт и буйствует любовь.
     Вячеслав Постников пришёл в поэзию по традиционным меркам поздно — когда преодолел полувековой рубеж. Ныне ему за шестьдесят. Но по-прежнему в нём живёт нерастраченная юношеская любовь.
      
     Ещё след заметают метели,
     Студят в венах горячую кровь.
     Слишком рано грачи прилетели,
     Слишком поздно проснулась любовь.
      
     И опять сердце бешено бьётся,
     Лишь припомню походку твою.
     Чёрный ворон над вороном вьётся, —
     Будто я у беды на краю…
      
     "Земное притяжение" — это пятая книга стихотворений Вячеслава Постникова. В предыдущих книгах ("Светлый ливень", "Среди ветров", "Зелёная даль", "Наедине с вечностью") он осмысливал философские аспекты современного русского бытия, восхищался красотами родной земли: и рязанской (он — родом с рязанщины), и подмосковной (ныне проживает в Зарайске), воспевал деревенскую Русь и русский характер, искал свой путь к Богу, но стержнем всех его поэтических книг была тема любви — высокой, неземной любви к женщине.
     И вот — новый поворот на творческом пути поэта. Уже само название книги "Земное притяжение" подсказывает читателю, что речь пойдёт о чувственной, земной любви. В книгу вошли 122 стихотворения о любви, написанные в последние годы. Некоторые из них публиковались в вышедших ранее книгах, но большинство стихотворений — новые.
     Всё труднее плакать и любить.
     Потерял я юношеский голос.
     Может, мне и хочется "завыть" —
     Проклиная свой степенный возраст.
      
     Отошли безбрежья времена, —
     Далеко, не видно с косогора.
     Там теперь тумана пелена, —
     Ни любви, ни страсти, ни задора…
     ("Былые песни")
      
     В этих строках чувствуется некий необъяснимый страх любви, прорывающийся на свет Божий трагической обречённостью грядущего одиночества. Но память неодолимо возвращает к счастливым мгновениям любви давно ушедших дней.
      
     Я вспомнил Вас. Всё также ярко
     Белеет сад Ваш — весь в цвету.
     Не знал я лучшего подарка,
     Чем пить земную красоту.
      
     Ночь красоты! И ночь услады —
     Души встревоженной моей…
     И вдруг загадкою-наградой
     Мелькнёт звезда во мгле полей.
     ("Красота земная")
      
     И мы словно листаем страницы лирического дневника человека, которого возвращает к жизни любовь.
      
     Это что же со мною — не сон ли?..
     Слышу сердца любимого стук.
     Дорогая, прости за нескромность
     Моих чувств ошалевших и рук.
      
     Я сегодня над ними не властен,
     Ты затмила мой разум, вконец.
     Без любви нет и пламенной страсти,
     Нет покоя у пылких сердец!
      
     Поэт деликатно открывает читателю мир чувственной любви мужчины и женщины ("… нескромность / Моих чувств ошалевших и рук"). Вот она — фатальная сила любви, которой не помеха — ни годы, ни расстояния. Лирический герой Постникова всё понимает: и греховность запретной любви, и грядущую расплату, но уповает лишь на Бога, ибо кто простит нам наши прегрешения? — Только Бог! И единственным оправданием при встрече с ним будет — Любовь. Ибо Бог и есть Любовь…
     Глубокая исповедальность и болезненность чувств пронизывают любовную лирику автора. Но мир чувственной любви — это земное воплощение небесного общения любящих душ. И неважно, как скоро придётся уйти "за кромку зари":
      
     Говори что-нибудь, говори.
     Наши годы уносятся лихо.
     Может, скоро за кромку зари
     Уберусь я спокойно и тихо.
      
     Разве наша в печалях вина,
     Что уходит любовь раньше срока? —
     И не знает моя седина
     Злую дату зловещего рока.
      
     А пока говори, говори, —
     Ведь согреты теплом наши руки.
     Не завянут букеты зари,
     Не затихнут небесные звуки.
      
     В своих переживаниях поэт отдаёт себе отчёт, что его любовная лирика — это выражение внутренних страданий, выражение своей любви к женщине, в конце концов — самовыражение, как мастера слова. Но ведь поэзия, прежде всего, призвана выражать любовь к Богу через земную любовь к женщине.
     И потому, освобождаясь от вериг кипящих страстей, он обращает взор на Небеса, дабы воздать хвалу Господу нашему за великий дар, коим Бог облагодетельствовал мужчину, — чувство любви к женщине.
      
     Всё проходит — и страсть, и надежды.
     Только звёзды рождаются вновь.
     Я не буду любимым, как прежде,
     Но живёт неземная любовь.
      
     День всё также и ярок, и жарок,
     И горластое лето шумит.
     А любовь — это Божий подарок,
     От которого сердце щемит.
      
     Пусть и далее — ещё много-много лет — душа поэта печалится и радуется, восторгается и страдает в любви к женщине, ибо настоящая поэзия — это любовь, воплощённая в стихах.