Иван Голубничий __ ДОРОГА ПАМЯТИ
Московский литератор
 № 1 январь, 2016 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Иван Голубничий
ДОРОГА ПАМЯТИ
Наталья БУРМИСТРОВА. "Легенды и мифы моей биографии". Романтическая ностальгия. — Рязань: "Литера М", 2015.

     Жанр новой книги известного русского прозаика и поэта Натальи Бурмистровой трудноопределим. То есть определению, конечно, он поддаётся, как и любой художественный текст, но его особенности неизбежно будут выходить за рамки любой классификации. Автор в своём предисловии называет своё произведение условно — повестью. Хотя в повествовании наличествуют черты и автобиографии, и краеведения, и художественной прозы, и исторической очеркистики. Книга многоплановая и, соответственно, несущая в себе различные стилевые проявления, в соответствии с требованиями жанрового многообразия. Написанная живым, вполне традиционным литературным языком, она способна заинтересовать самый широкий круг читателей благодаря своей ярко выраженной исповедальности и сопричастности судьбе своего Отечества. События своей жизни автор описывает в контексте единой истории нашей страны, и этот контекст сообщает повествованию органичность и доступность для всех читателей, независимо от возраста и социальной принадлежности.
     Жанр жизнеописания получил в наше время большую актуальность. Поставленные в начале XXI тысячелетия перед необходимостью переосмысления не только своей жизни, но и всех бытийных основ сложившегося мировоззрения, люди невольно обращают своё внимание на жизненный опыт — как собственный, так и опыт своих соотечественников; пытаются найти в пережитом объяснение, оправдание и опору для дальнейшей жизни — себе и своим потомкам.  Жизнь и судьба каждого человека не просто принадлежат судьбе страны, они неразрывно связаны с местом рождения и всеми прочими географическими вехами. В книге Натальи Бурмистровой отражена история родного города Москвы, семейная хроника, общая атмосфера пережитых лет и событий. Все эти особенности, как уже было сказано, делают книгу  интересным и полезным чтением.
     "…В чём я совершенно уверена, так это в том, что всё, что бывает, не является случайным, а вызвано чередой явлений в окружающем нас мире: в природе, в семье, в социальной среде, в обществе в масштабе страны и даже человечества, а, возможно, даже космоса. Я совершенно далека от мистики. Но полагаю, что каждый, даже самый мелкий, кусочек нашего бытия странным образом отражает и преломляет в себе историю и бытие огромного окружающего нас мира". Все описываемые автором события и явления подчинены миропониманию, кратко и ёмко сформулированному здесь. Наталья Бурмистрова внимательно всматривается в свои воспоминания и открывает в пережитом новые смыслы, прежде сокрытые неизбежной суетой повседневности. В ходе своего повествования она многократно обращается к документам эпохи, добавляющим описываемым событиям более высокую степень достоверности. Документальная основа книги очень обширна — это и собственно документы, воспроизведённые фотографически, и многочисленные выписки из семейного архива, и фотографии, и исторические справки. Добросовестность автора в отношении достоверности есть особое достоинство книги.   
     Названия частей книги говорят сами за себя: "Дом, где каждая буква заглавная", "Про родителей, бабушек, дедушек…", "Моя личная жизнь", "Друзья и подруги". Подглавы также имеют ярко выраженное биографическо-историческое содержание. Но о чём бы ни рассказывала Наталья Бурмистрова — о чайном доме на Мясницкой или о больнице старых большевиков, о дворце Юсупова или о Почтамте, о своей семье или о своих друзьях и подругах — на протяжении всей её "романтической ностальгии" она сохраняет свежесть воспоминаний и определённость авторской позиции. Об авторской позиции следует сказать особо. В своём повествовании автор не навязывает читателю готовых обобщений, а просто предоставляет его вниманию череду реальных событий и характеров, и даёт возможность через это непосредственное восприятие постигнуть духовный смысл и своей жизни, и жизни страны, и, шире, ушедшей в прошлое великой и драматической эпохи.  
     Значительное место к книге занимают стихи. Сама Наталья Бурмистрова пишет об этом так: "Вся книга предполагалась как прозаическое произведение. Но получилось так, что в течение жизни я реагировала на какие-либо события непосредственно в момент, когда они состоялись, или несколько позже и в стихотворной форме. Поэтому я и включила эти стихи в прозаическую канву. Не пересказывать же их содержание заново! Да и краткое стихотворное изложение часто бывает более доходчивым, чем проза". Вот лишь одно из этих стихотворений, звучащее "в унисон" замыслу книги:
      
     ПАМЯТЬ
     Сердце — сборник про любовь,
     Пёстрая обложка.
     В нём построена теперь
     Памяти сторожка.
     Плачет память и скулит,
     Лёжа у порожка,
     Будит ночью и грозит
     Холодом в окошко.
     Я смородину в тот день
     Набрала в лукошко.
     Память помнит: яркий день
     И в варенье ложка.
     Телефонные звонки,
     Доктор, "неотложка"
     И печальный путь домой —
     Памяти дорожка.
     В холодильнике еда
     Для двоих, картошка…
     Память! Дай передохнуть!
     Помолчи немножко!
      
     Книга "Легенды и мифы моей биографии" — тоже своего рода дорога памяти, по которой нашла в себе мужество и талант пройти Наталья Бурмистрова, сделав свою память и её уроки достоянием читателя. Эта книга, несомненно, найдёт отклик в сердцах читателей, неравнодушных к истории нашего Отечества и к фундаментальным проблемам человеческого бытия.