Александр Кущ __ ЗАКАЗ В КОСМОС
Московский литератор
 № 24 декабрь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Александр Кущ
ЗАКАЗ В КОСМОС

     ПРАПОРЩИК
     После развала СССР я некоторое время работал в ближнем Подмосковье. В своё время хозяйства посёлка обслуживали Совет Министров СССР, а затем перешли в ведение администрации Президента России. Поэтому территорию посёлка, и в том числе наше предприятие,   круглосуточно  охраняли несколько постов милиции. Работа у нас была сменная, наряды несли службу тоже круглосуточно, поэтому в каждой смене был "свой" страж порядка.
     Однажды наш прапорщик приехал на дежурство с красивым синяком под  глазом. Естественно, что все стали интересоваться у Мишки, откуда у него такое украшение мужественного лица.
     Оказалось, что накануне, после очередного дежурства, у них была зарплата и с одним старым капитаном они решили слегка "отметить" это радостное событие, благо были в "гражданке". Нашли подходящий тихий дворик и решили разложить нехитрую закуску и "горючее" на капоте ближайшего автомобиля. Только собрались начать "праздник", как в окно на первом этаже высунулся какой-то мужик и потребовал отойти от его машины. Капитан попробовал с ним договориться, но тот пообещал вызвать наряд. Мужики сказали, что они сами из милиции и через 10-15 минут уйдут. Но хозяин машины был непреклонен. Тогда его просто "послали", а минут через 10 на самом деле приехал наряд. Без лишних разговоров друзей повязали, а Мишка получил ещё и в глаз. Отвезли в отделение, обыскали, нашли удостоверения сотрудников милиции и вызвали их начальство.
     Мишка ещё легко отделался. Во время обыска он успел спрятать зарплату в носок, а капитан, больше всего "выступавший, лишился всей получки. Денег ему никто не вернул, а глаз у Мишки скоро зажил и вернулся в исходное состояние.
      
     "АВТОРИТЕТ"
     Вообще тема работы милиции  в этом посёлке неисчерпаема. Проработали мы вместе с ними около 4-х лет и чего только не насмотрелись и не наслушались. Перед воротами нашего предприятия располагался небольшой местный рынок. Поэтому там всегда толпился народ: кто-то приходил пешком, кто-то подъезжал на машинах. Как правило, машины ставили так, чтобы не загораживать проезд к нашим воротам. Но периодически стал появляться какой-то местный балбес, перегораживая полностью дорогу. Предупреждения наших милиционеров на него не действовали, но в одно утро он, наконец, нарвался.
     Приехала очередная смена, а наш "крендель" уже тут как тут. Автобус со сменой подпирает его автомобиль сзади, наш дежурный объясняет ситуацию старшему смены. Клиенту ещё раз объясняют, что он не прав, но местный "авторитет" уже закусил удила. Ведь ему же неудобно опозориться перед своими поселковыми. Капитан просит его предъявить документы. Тому деваться некуда — за офицером в автобусе 5 сотрудников милиции в полной экипировке: автоматы, пистолеты, бронежилеты. Нехотя он протягивает свои водительские права. Старший убирает их в карман и говорит: "Приедешь за ними в Москву через 4 дня".
     Такого поворота событий наш наглец просто не ожидал. Он сдулся в один миг, начал искать поддержку у местных, которые только улыбались, а потом начали откровенно смеяться.  "Крендель" начал давить на жалость, но капитан был неумолим. Смена поменялась и автобус уехал. Больше мы этого наглеца у своих ворот не видели. Позже спрашивали у поселковых, как себя ведёт наш "клиент". Те тоже были довольны результатом такого "лечения" и сказали, что "авторитет" стал ниже травы, тише воды.
      
     ГАИ
     Сосед-гаишник как-то под настроение рассказал просто анекдотичный случай. Советское время, эпоха Л.И. Брежнева, в Москве очередная кампания по ловле машин с "левыми" "вездеходами", т.е. пропусками на проезд везде и без досмотра.
     Сосед с напарником останавливают на трассе очередную машину с таким пропуском, проверяют документы водителя и изымают "вездеход", подписанный тогдашним начальником московского ГАИ генерал-майором Ноздряковым.  Водитель начинает кипятиться, утверждать, что пропуск подлинный, а затем и угрожать жалобами во всевозможные инстанции. Тут уж разозлились гаишники и забрали у водилы права на управление автомобилем. Тот пообещал вечером заехать в отделение и накатать жалобу. С тем и уехал.
     Друзья призадумались и начали ломать голову над тем, как выйти "сухими" из неприятной ситуации. А потом нашли гениальнейший выход — решили сжечь все бумаги, ведь свидетелей не было, а видеорегистраторов и диктофонов тогда ещё не существовало.
     Вечером они спокойно возвращаются в отделение. Клиент уже сидит у начальства и бьёт копытом. Их вызывают к начальнику, тот начинает допрос с пристрастием (видно, клиент был непростой), но офицеры дружно идут в отказ. Видеть этого мужика никогда не видели и никогда он мимо нас не проезжал. У того квадратные глаза и до него наконец доходит, в какую ситуацию он попал.
     Он просит начальника выйти и пытается их уговорить отдать хотя бы права. Не на тех напал. Друзья служат вместе давно, выпили не одно ведро водки и доверяют друг другу во всём. Поэтому снова идут в отказ: "Отстань, мужик, видим тебя в первый раз". Клиент меняет тактику, и предлагаем выкупить свои права и "вездеход", ведь "левый" пропуск стоил в те времена больших денег — 1000  рублей. Это было примерно 5-6 месячных зарплат простого трудящегося человека. Но результат опять "нулевой". Так ни с чем он и покинул отделение.
     Не знаю, как сейчас лечат наглецов на дорогах, но в советские времена случались и такие методы воспитания. А друзья продолжали служить в ГАИ и даже получали очередные звёздочки на погоны.
      
     КУРЬЕР
     Когда сейчас говорят о престижности какой-либо профессии, то опираясь на свой "боевой" опыт, могу с уверенностью сказать — это полнейшая чушь. Главное в любом деле — хочешь работать или нет.
     Выйдя на пенсию, начал искать работу. Получая вежливые или грубые отказы, я понял, что моё время ушло, на бирже труда пенсионеры явный балласт и планку своих желаний надо снижать. Учитывая, что у меня в дипломе было написано инженер-электромеханик, а всю жизнь я работал с вычислительной техникой, то решил устроиться куда-нибудь поближе к дому электриком. Снова та же песня — не тот возраст и т.д. Наконец удача — требуется электрик в ЖЭК в Черёмушках рядом с метро. Зарплата 18 000 рублей в месяц, объём работ — 30 старых "хрущёвок" по 60 квартир в каждой, т.е. 1800 квартир. Быстро делю зарплату на объём и … получаю 10 рублей за одну точку. К тому же желательно, чтобы я жил рядом, т.к. могут вызвать на работу и ночью. Как говорят, спасибо товарищи за такую "доброту" и "доверие", но так низко я ещё не упал.
     Понял, что это тоже не мой новый путь. Выясняю дальше, что есть, оказывается, курьерская работа с различными нюансами — от перевозки тяжёлых грузов (книги, журналы, бытовая техника) до поездок с бухгалтерской документацией и сидением в офисе (внутренний курьер).
     Однажды даже попалось объявление, что требуется курьер в индийское посольство со знанием английского языка, возраст до 65 лет и зарплата 35 000 рублей. Становилось всё интереснее. Горизонт начал расширяться, а я, наконец, понял, что же мне нужно. Забил в интернете поиск работы и стал выбирать. Письма "счастья" на мою почту посыпались как из рога изобилия. Несколько интересных вакансий я просто "проспал". Ведь не зря говорят — кто рано встаёт, тому Бог даёт. Предложения о работе поступали даже ночью, а я залезал в почту ближе к обеду, занявшись какими-нибудь домашними делами.
     Естественно, что приличные и интересные места были к тому моменту уже разобраны. Пришлось изменить тактику поиска. Начал вставать в 7 утра, просматривал почту, завтракал, приводил себя в порядок и в 9 часов начинал звонить по выбранным телефонам, чтобы в любой момент выехать по нужному адресу на собеседование. И довольно быстро работа нашлась, к тому же недалеко от дома, что немаловажно при таком виде деятельности. Ведь периодически возникали моменты, когда приходилось возвращаться на службу.
     Начиналось, как обычно, с отдела персонала. Там мне снова напоминают про мой биологический возраст, но я сам иду в атаку и вежливо интересуюсь их мнением по поводу моего внешнего вида. А поскольку основная масса Овнов всегда выглядит моложе своих лет и у меня большой опыт общения с разными людьми,  то вопрос решается в мою пользу. Через 10 минут сотрудница отдела кадров подводит меня к будущей начальнице и говорит той, что я — это то, что ей нужно. Вот так началась моя курьерская деятельность.
     Немного пообтесавшись на новом месте, я понял, что моя зарплата и свободное время зависят от правильной организации труда. Начал искать "узкие" места, считать потери времени. Практически как в наладке: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Начальницы это не касалось, для неё самым главным было выполнение мной всех заявок. Перезнакомился со всеми заинтересованными лицами: менеджерами, бухгалтерией и т.д. Обговорил с ними многие моменты, которые не устраивали меня и приводили к простоям, особенно по утрам, когда народ "приходил" в себя после появления на работе. Ведь что толку, если я приеду к 9 часам и буду ждать до 10.30-11.00 пока они приведут себя в порядок, позавтракают, а только затем займутся работой. Далее, дал всем номер своего телефона, чтобы можно было корректировать возникающие в течение дня вопросы. Например, где-то надо срочно забрать какие-то документы или образцы. Прежде они выходили на моего начальника, та на меня, я на них. А основной закон механики гласит: чем более многозвеннее система, тем она ненадёжнее. Так что прямой контакт —  лучшее средство для достижения  результата. Почти как раньше в наладке: сделал рацпредложение, внедрил его и тем самым развязал себе руки, да ещё и получил за это деньги. А то, что твоего начальника из-за тебя не беспокоят по пустякам — так это тоже плюс. Тем более меня сразу предупредили, что рабочего места для меня не предусмотрено. Ну и прекрасно!
     Когда у тебя нет стола, стула, телефона,  компьютера и прочей ерунды — ты свободный человек. Ищут тебя только по делу, а т.к. работа начала двигаться в нужном направлении, то и меня стали меньше дёргать по пустякам. Правда, иногда приходилось подсказывать менеджерам, как лучше поступить в той или иной ситуации.  Ведь зачастую они могли за три копейки загонять до смерти зайца в чистом поле. А я ж не заяц, я советский инженер с хорошим одним образованием. Поэтому их 2-3 "верхних" диплома явно слабоваты против моего одного. Все они почему-то уверены, что если сделали какой-то запрос через компьютер, то на другом конце "сети" "манагер", тоже с двумя "высшими" образованиями, тотчас в лепёшку разобьётся,  чтобы выполнить требуемое. Ведь это не ему надо, а им. А продублировать по телефону свою заявку — ну, это уж ни в какие ворота не лезет. Но, несмотря вот на такие "дурки",  количество "косяков" с их стороны я свёл к минимуму. Самое главное, что согласовывая заявки заинтересованных лиц и свои планы, я действительно развязал себе "руки".
     Большим подспорьем в этой новой работе оказалось и хорошее знание Москвы. Есть потрясающий, по моему мнению, роман В. Пикуля "Честь имею". Там главного героя, когда он учился в академии Генерального штаба, учили многим премудростям: от умения конспиративной работы заграницей, убийства "голыми" рукам, вождения паровоза и т.д. до изучения географии стран Европы, маршрутов и расписания местного транспорта. Впоследствии эти знания спасали ему жизнь, ведь судьба кадрового разведчика непредсказуема. Поэтому, передвигаясь по Москве из т. А в т. Б, я часто вспоминаю этот роман, хотя иногда до сих пор не обходится без "накладок". Ведь основная часть офисов теперь располагается на территориях бывших московских предприятий, превращённых в  Бизнес-центры и Бизнес-парки. Транспорт туда нередко не ходит, так что надеяться приходится в основном на свои ноги и мозги. К тому же, эти промзоны больших размеров со множеством корпусов и производственных помещений и зачастую даже охрана не знает, где что находится. К тому же эти фирмы и фирмочки частенько переезжают с места на место, запутывая свои следы и меняя названия. Поэтому волей-неволей превращаешься в "разведчика" и вспоминаешь старую детскую игру "казаки-разбойники". Зато я впоследствии узнал, сколько же различных предприятий было на территории Москвы. И эти новые познания меня отнюдь не радуют: количество заводов и фабрик резко сократилось, товар появился импортный и зачастую худшего качества.
     Помимо этого кучу неприятностей доставляет наземный транспорт со своими пробками, ремонт дорог и строительство новых магистралей. Люди, которые едут на работу по одному и тому же маршруту, как правило, сталкиваются с локальными неудобствами, а я же "хлебаю" такое полной ложкой практически каждый день. Вот так и получается, что правильно выбранный маршрут передвижений по такому большому мегаполису как Москва, сохраняет не только время, но и здоровье.
     Чем хороша моя нынешняя работа? Свободный полёт мыслей. Собой распоряжаешься практически сам, проснулись менеджеры — бегаешь, спят — можно расслабиться. Причём заметил одну интересную закономерность: засыпает и просыпается основная масса "манагеров", как в армии, т.е. по командам "отбой" и "подъём", хотя за 45 секунд не поднимаются, а падают ещё до команды "отбой". С теми, которые работают ритмично, у меня проблем нет.  А вот с "этими", когда вдруг резко просыпаются, начинаются "заморочки". Тогда всем всё сразу надо, а им в первую очередь.
     На такую работу меня натолкнул один эпизод за несколько лет до выхода на пенсию. К нам в организацию приехал интеллигентного вида курьер восточной внешности. Пока я оформлял ему бумаги, он присел за свободный стол и стал с интересом читать какую-то книгу. Когда я увидел название, то просто потерял дар речи, т.к. это была довольно серьёзная литература. Я не удержался и поинтересовался у курьера его образованием. Ответ ещё больше меня поразил — истфак МГУ. Сын у него также закончил этот факультет, сейчас там учится внук.
     И только сейчас, проработав курьером почти 6 лет, я понял насколько это интересная и свободная профессия для пенсионеров, позволяющая много видеть и слышать, общаться на неформальном уровне с большим количеством людей. А вся эта информация позволяет мне ничего не придумывать при написании стихов и рассказов. Остаётся "только" интересно изложить на бумаге всё произошедшее.
     Так что, дорогой читатель, готовясь к заслуженному "отдыху" на пенсии, надо заранее послать заказ в Космос, и тогда сбудутся все ваши самые смелые мечты и замыслы.