Лев Нижегородский
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ БЫЛЬ О ТОНКОМ МИРЕ Татьяна ЛЕТНЕВА. "Прикосновение к сказке" (Сказки для детей и взрослых). — Санкт-Петербург: "Серебряная Нить", 2015.
Многих читателей, которые хорошо знают стихи Татьяны Летневой, может приятно удивить, то, что она, постоянно расширяя свой творческий диапазон, уходит от привычных стихотворений, устремляя свой поиск пока в неизведанные для читателей "просторы". Я имею в виду её новую книгу "Прикосновение к сказке". Это сказки для детей и взрослых.
На мой взгляд, задумка автора оригинальна с начала до конца. Во-первых, книга "разделена" на пять небольших по объёму книг, каждая из которых имеет свой сюжет, со своими действующими "лицами", но объединённых сквозной мыслью и главным "героем" — фотоаппаратом. Он связывает все сюжеты воедино.
У книги есть подзаголовок: "Фантастическая, сказочная фантазия, рассказанная фотоаппаратом, или акварельные зарисовки о тонком мире…". На четвёртой сторонке каждой книжечки портреты автора в жизненной перспективе, якобы отснятые этим же самым фотоаппаратом. На первой книжке совсем ещё юная девочка, на второй — более взрослая, уже девушка. И так далее. На пятой книге — портрет автора сегодня. Думается, что это творческая находка Татьяны Летневой.
Название первой сказки — "Мечты не покупают". В коротком предисловии к ней поэтесса пишет: "Повествование подобное ступеням, идущим наверх, как и потребность и способность проникновения, что не всегда можно услышать или увидеть воочию…". И далее: "Этот рассказ представляет собой неповторимую ажурность сюжетов. Одаривая яркими образами и акварельными зарисовками о тонком мире".
Здесь главная героиня девочка Ташка или Тата встречается в бараке, в котором жила семья, с маленькой мышкой, с камышовым котом Лешим, другими обитателями, которые, как ни странно, понимают человеческий язык и общаются с Ташкой. И наконец главный персонаж сказки — Фея! Она говорит Ташке: "Люби всех. И даже тех, кто обижает… Особенно,кто обижает."
Поэтический диалог Феи и Ташки невозможно "разложить по полочкам", настолько он наполнен сказочными образами и одновременно "простой жизненной философией", подтекстами, а вот последние слова Феи, которые слышит Ташка: "Верь, Надейся и Люби".
Вторая сказка:"Тополиный пух". Автор облекает его в поэтический образ и попутно сообщает читателю: "Пушинки тополя, как серебристый одуванчик. Необходимость единения с природой, с дыханием весны. Как возрождением к жизни. Живое всё вокруг… Переступи ту грань и выйди за пределы, туда, где распускается неограниченность видений…". А фотоаппарат:
"он вновь летел в то прошлое,
в тот снимок,
что сделал он давно…
Он видеть мог сквозь время.
В этой сказке девочка Полина в пионерском лагере увидела, как барабанные палочки, словно птицы взлетели в небо и Полина, зажмурив глаза, будто сама превратилась в пушинку тополя и полетела. Вскоре она услышала голос: "Я слышу музыку! Здесь разве живёт?" — с волнением спросила ПОЛЯ.
"Да, здесь. И музыка…
И свет… и краски…
Ведь сердце доброе
Везде найти сумеет сказки:
Вверху, внизу. музыка посередине"
Путешествие Поли заканчивается, как и положено в сказке, благополучно. Нет смысла приводить цитаты и рассказывать до конца сказку, в которой присутствует зашифрованная философия.
Сказка третья "Зимняя": "Первая любовь случается со всеми и углубляется незабвенностью, потому что остаётся в сердце и памяти навсегда. Осмысление себя и других — полётом в прошлое в настоящем, и, конечно же. о надежде, живущей в каждом сердце, памятью о любви юности, и как посыл устремлённости — навсегда — в будущее! Всё повторится, даже если и не с нами…"
В этой сказке главной героиней является уже девятиклассница Снежана. Здесьвесьтекстнаощущениях, тонкой материи, опять же "тонком мире": "Снежана… Жанна… Татьяна… Нет, Снежана — Анна… Анечка, Анюта, Аннушка…" — сказал он нежно…".
Влюблённый мальчик!
"Подумала:
"Он заразил меня любовью!
И всё вокруг любовью дышит:
снег. Сосны, Луна и звёзды.
Любовь, как вирус, болезнь.
Я где-то читала это…
Но почему так сладко сердцу?!"
Сказка четвёртая "О сказочной канарейке: "Возможно ли познать себя без крошечной любви, что бьётся в сердце? О поиске, о смысле жизни, познании себя и Мира, и конечно,о Любви в непростом её понимании.
Множьте свою Любовь, как семенами радости множит себя по весне неприхотливый солнечный цветочек, Одуванчик!
Главную героиню четвёртой сказки зовут Мария, в семье которой жила канарейка по прозвищу Одуванчик. Он улетает от хозяйки Марии, путешествует по свету. Пытаясь познать окружающее. Он даже хотел долететь до звёзд и ему уже казалось, что он сам становится звездой. Но вот он встречается с драконом. Вначале дракон хотел съесть Одуванчика, но потом они нашли общий языки даже летали вместе, так как Дракон полюбил Одуванчика.
Многое ещё пришлось перенести Одуванчику прежде чемвернуться домой: с песней, которую он обрёл в мире:
"Любовь — Земля.
Вера — Солнце.
Надежда — Воздух.
Нам без надежды,
Как без воздуха НЕЛЬЗЯ!"
Завершается книга пятой сказкой: "Про апельсин, название которому ЛЮБОВЬ". "О бесконечном поиске и попытке осмыслить себя и жизнь, о предчувствии любви во всём, без чего невозможно представить существование. И приближение к пониманию Любви Вечной.
Любовь! Простое слово, словно апельсин, оранжевое, будто Солнце. Вы знаете, без Солнца жизни нет, и точно также без любви не выжить человеку".
Считаю, что анализировать эту сказку, которая стала гимном любви, нет никакого смысла. Её, как и все предыдущие, надо читать, восхищаться или критиковать.
Сама идея цельную поэтическую книгу "разбить" на брошюры, возможно и приемлема. Оригинально. Это дало возможность художнику Ники — Галини Иордамиду для каждой брошюры и общей обложки сделать замечательные и оригинальные иллюстрации, что, в свою очередь, украсило издание.
Думается, что данное издание найдёт своего заинтересованного читателя. А поэтессе Татьяне Летневой хочется пожелать новых творческих успехов в данном художественном направлении.