Елена Царёва __ ПАРИЖСКИЕ ЗАРИСОВКИ
Московский литератор
 № 18 сентябрь-октябрь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 
     

Елена Царёва
ПАРИЖСКИЕ ЗАРИСОВКИ
"ИЗ ПАРИЖСКА. Русские страницы." — Выпуск № 5, Париж, 2015.
     
     Новый сборник "Из Парижска. Русские страницы" — издание юбилейное. Поздравляем редколлегию, лично редактора, авторский коллектив и всех, кто принимает участие в работе над журналом, с несомненным творческим успехом! И, конечно же — многая лета!
     "Парижск" №5 стал не просто старше, но еще и больше (толще), солиднее, разнообразнее. И по авторскому составу, который значительно расширился, от одиннадцати авторов в № 1 до двадцати пяти — в юбилейном!
     И по тематике, что, безусловно, радует. Хотя…  не очень понятно, зачем в "Парижске" появилась "Философия". Против самой философии никто, конечно, не возражает. И никому не помешает почитать умные размышления талантливого человека. Но статья Анатолия Вайнштейна (к тому же сокращенная и ранее публиковавшаяся) — в данном сборнике совсем не в тему! И абсолютно не к месту.
     Обращение к истории и классике — вариант беспроигрышный. Читатель всегда относится к таким публикациям с интересом. Тому пример — раздел "От наших знаменитых парижан". О разделах "Судьбы" и "История" тоже подробно говорить не будем. Материалы читаются на одном дыхании — независимо от авторства, Главы мелькают калейдоскопом. Порой останавливаешься и с удивлением обнаруживаешь огромные пробелы в своих знаниях! А уж про парижские тайны (Людмила Маршезан), не говоря о русском следе в самых неожиданных ситуациях, почитать — очень любопытно! Столько неожиданных поворотов! Причем личный опыт автора здесь особенно интересен, воспринимаешь информацию совершенно иначе — не так, как в унылых справочниках.
     У Никиты Сарникова  в "Своеобразных традициях Парижа"  — манера письма иная. Но сколько здесь полезной и ранее никому не известной информации! За иллюстрации отдельное спасибо!
     Жизнь Франции вообще, и Парижа в частности, в этом сборнике показана весьма добротно, и на редкость колоритно (Наталья Замулко, Галина Конопицкая). А люди? Не важно, о ком идет речь — друге Роже (у Галины Дрюон) или всем известном и любимом Викторе Некрасове (у Екатерины Эткинд-Допера). Здесь опять же документальное повествование в сочетании с личным опытом. Особняком стоит очерк Владимира Ноговского об Ирине Туроверовой — невестке поэта Николая Туроверова. Автор заставил читателя по-иному взглянуть на судьбу поэта. А кто-то впервые прочитал строки Николая Туроверова, что особенно ценно.
     Есть, конечно, исключения. К примеру, в отрывке Анны Бондаревой, где были заявлены явления сюрреализма и детективная составляющая, ни того, ни другого не обнаружилось. Зато сильные эмоции налицо.
     Низкий поклон редактору за уважение к своим друзьям и коллегам! Это мудро и очень по-человечески — вспомнить на страницах коллективного сборника об ушедшей из жизни  актрисе Галине Новиковой.
     Разделу "Проза и поэзия" попробуем уделить внимания чуть больше.
     История охранника у Владимира Адилиса проста и незамысловата. Но очень визуальна, буквально просится в эпизод художественного фильма.
     "Океан Грегуара К." замучил меня стилистическим своеобразием. Автор, видимо, изобретает собственный стиль, а потому пишет певуче,  мудрено, словно сказку рассказывает и при этом бесконечный шарфик из слов вяжет. Но герои  у Николая Бокова — яркие и колоритные. Они живые, запоминающиеся. Ну и что, что автор пишет почти балладу? Зато его прозу хорошо слушать. Аудиокнига получилась бы неповторимой и трепетной.
     Зарисовка из жизни Мигеля Сервантеса, казалось бы, случаи из жизни, коих у каждого из нас сотни. Но ведь это не абы кто? А такая личность? Искренне жалею, что объем сборника ограничен.
     Прозу Казарновского я знаю хорошо. В сборник вошел один из лучших его рассказов о послевоенном детстве. Меланхолическое, теплое, искренне-доброе настроение — неизменный спутник читателей этого автора. Искренне благодарна ему за исторический экскурс в послевоенную Москву. Мне кажется, что я знакома с героями Казарновского, вместе с ними наблюдаю за шахматной игрой, танцую на танцплощадке, разглядываю скульптуры девушек у неработающего фонтана. Поражает способность Казарновского оставаться добрым и мудрым даже тогда, когда он говорит, например, об ужасах войны словами своего героя. "Бой — это кончается нормальное соображение. Но ты должен понимать, что будешь думать о себе — пропадешь сразу. А не думать о себе тебе не дает страх, испуг…" А вообще-то надо пойти в сад им. Баумана! И обязательно прогуляться по "Золотому треугольнику" Марка Казарновского. Вот закончу рецензию, и непременно это сделаю.
     Специальный респект редактору сборника за иллюстрации в конце каждого рассказа или поэтической подборки. Идея прекрасная! И сделано добросовестно, не формально. Это именно иллюстрации, хотя находятся они там, где обычно либо белая  "дыра" на странице, либо верстальщики ставят стандартные загогулины из пособия для начинающих дизайнеров.
     В "Клинике Леонардо да Винчи" не скучно. Витиеватые, мудреные фразы поначалу вызывают восторг. Игра слов, размышлизмы и ирония автора искренне радуют. Но буквально через страницу это надоедает (он немного перебирает с самолюбованием), устаешь от бесконечных словесных шалостей автора и задаешь себе вопрос "А о чем речь-то?" Владимир Загреба точен и краток в характеристиках героев, интересен в описаниях характеров. Талантливо ироничен. Но все-таки с чувством меры у него что-то не так. При несомненном таланте автора читатель  никак не должен уставать от его прозы. Хотя, может, это я — зануда? Но вроде раньше никто не жаловался.
     Очень яркий, талантливый отрывок из романа "Эта сладкая голая сволочь". Замечательный язык, точные характеристики, тонкое чувство юмора. Непонятно вступление, в котором Тамара Кандала "убедительно просит читателя воспринимать каждое предложение как минимум двояко". Может, это относится ко всему роману?  Опубликованная глава воспринимается абсолютно однозначно — как бы автор нас не просила. Наоборот: нет никаких глупых кривляний, манерной двусмысленности, старания показать читателю свою изысканность. Из-за ограниченности печатного пространства, не могу процитировать. Поверьте на слово — это замечательно! Хочу прочитать роман полностью. Браво, Тамара Кандала!
     В "Парижске" № 5 "живет" немало героев, о которых читатель точно будет потом вспоминать, причем не единожды. Например, летчики-вертолетчики показаны отлично, узнаваемы погранцы, хороши собаки в упряжке (а чего стоит эпизод с их погрузкой в вертолет) быт коряков переданы с завидной точностью и яркостью. Венцеслав Кудряшов, несомненно, мастер деталей. Сочных, конкретных, дающих возможность за малым увидеть большее…
     Поэзия сборник слегка украсила. Здесь, безусловно, много удач и находок. Есть и тоскливая обыденность. Как же без этого?
     Один пример. Анна Нелидова бывает многословна.
      
     Вот, я пою. Надеюсь, слышишь ты.
     Кончай сжигать последние мосты,
     Искать неодоленной высоты.
      
     Много штампов (если не сказать больше):
      
     Без кокетства и без злобы
     Я давно ей отдалась,
     Музе,
     Приносила чтобы
     Рифмы самой лучшей пробы.
      
     Но есть у автора и удачные стихотворения. Поэт видит мир в неожиданных образах:
      
     Закатные погасли акварели,
     И дынным ломтиком стыдливая луна
     В просветах между тучами качалась…
     Весь мир накрыла сонная усталость.
     Беззвучный ослепительный разлом
     Сад осветил.
      
     Наверное, автору нужно критичнее относиться к своему творчеству и не публиковать откровенно слабые стихи, когда есть совсем другие примеры.
     Светлана Пилюшина представила на суд читателя  "крепкую подборку", в которой легко угадывается поэт, тонко чувствующий дыхание современного мира и размышляющий о (как минимум) своей судьбе далеко неоднозначно.
     Виталий Амурский как всегда старателен. Опыт говорит сам за себя. А вот Леся Тышковская, как я понимаю, автор начинающий. Публикация авторских миниатюр — детских высказываний — оставила милое впечатление.
     К художникам я пристрастна, а потому отрывок из романа "Страна эмиграция" меня вдохновил! И судьба Вадима (которого зовут Семенычем), и жизнь Пьера и Жана — как в их "пролетарском двадцать шестом районе Парижа, в комнате для прислуге на шестом этаже под крышей", так и в новом жилье "двор — не двор, а скорее старинная прогалина с крепким забором из толстых бревен, за которым с улицы можно рассмотреть три строения" детально убедительны. Все истории рассказаны предельно искренне, без повторов, с искренней симпатией.
     В целом же сборник приятно поразил профессионализмом авторов, отличной работой редактора! Собрать столько разных литераторов под одной обложкой — задача не из легких! Прекрасная обложка (как и в прошлых выпусках) фотохудожника Владимира Базана. Портреты авторов, не стандартно представлены биографии. И вообще (как это радует!) в этом сборнике мало традиционных для подлобного рода изданий ошибок! Убрать бы несколько десятков лишних запятых, и все было бы просто отлично. Но эта ведь такая малость! Совсем не принципиальная…