Борис Рябухин __ ОЛЕГ ВЕЩИЙ
Московский литератор
 № 15, август, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Борис Рябухин
ОЛЕГ ВЕЩИЙ

     О смерти Олега Вещего ничего достоверно не известно. Согласно Кембриджскому документу, Хлгу (Олег) потерпел в войне с хазарами поражение, а затем предпринял поход морем в Персию и там погиб.
     По другим источникам, как раз в 922 г. Олег Вещий из Ростова отправился в г. Великий Булгар для участия в совместном походе против Хазарии. Неожиданно наступила смерть "от коня" Олега Вещего в г. Халдже. Дата гибели Олега Вещего от укуса змеи в источниках разнится: или в 912 г., или в 922 г. И дело не только в дате.
     Сохранился интересный миф о кончине легендарного булгарского правителя Атилле, который лег в основу поэмы булгарского поэта XII в. Рейхана Булгари. Поэт точно указал род Айбата (Арпада, Арбата), который правил в венгерской Булгарии в 889-907 гг. Арпад положил начало династии венгерских королей. Герой в поэме назван Атиллой. Вот текст этой булгарской поэмы.
      
     Рейхан Булгари
      
     ЦВЕТЫ КЫПЧАКСКОГО ПОЛЯ
      
     В древние-предревние времена
     Был один великий кан, говорят,
     Звали его Туки, говорят,
     А был он из рода Айбат.
      
     В год лошади Туки родился,
     Быстро вырос, говорят,
     Стал хорошим охотником, говорят,
     Прозвал себя Атилле ("Год лошади").
      
     Поскакал однажды за оленем,
     Прискакал в страну Атиль, говорят,
     "Это — моя страна, говорят", —
     Сказал он и сел на трон в Башту.
      
     Сидел здесь 33 года,
     Нравилось ему здесь, говорят.
     Хотел сидеть здесь и дальше, говорят,
     Да пришли к нему юрганы — прорицатели.
      
     "Хватит тебе, Айбат,
     Сидеть на одном месте", — говорят.
     "Тангра хочет дать тебе славу, — говорят.
     Садись на коня — и поезжай в набег".
      
     Велел Атилле привести к нему коня.
     Пасся он отдельно от других лошадей, говорят.
     Ведь был он особый — богатырский конь, говорят,
     Вороной, как самый черный ворон.
     Привели к нему этого вороного коня.
     Взнуздал его Атилле, говорят,
     Вскочил в богатырское седло, говорят,
     И отправился в набег на далекий Фаранг.
      
     Увидела это его сестра Харька.
     Мать их была из рода Хыргыз, говорят.
     Всплеснула она руками, как лебедь крыльями, говорят,
     Жалобно запричитала для Атилле:
      
     "Один ты у меня, брат, остался,
     Другие умерли и убиты, говорят.
     Солнце — свет Земли, говорят.
     А ты — свет моей жизни.
      
     Зачем ты отправился за славой?
     Юрганы не все сообщают, говорят,
     Они многое утаивают, говорят,
     Поэтому их спрашивают о главном в петле на виселице.
      
     Чувствую — не увидимся мы больше!"
     Горько заплакала она, говорят,
     Отправилась в свой аул, говорят —
     Не захотела оставаться одна в городе.
      
     Пустила из аула — вослед брату — лебедя,
     Чтобы передать Атилле свои слова, говорят.
     Полетел лебедь за войском, говорят,
     Но напал на него царский сокол.
      
     Был доволен добычей Атилле,
     Зато не узнал слов сестры, говорят.
     Не подумал об опасности, говорят,
     Охотничью удачу принял за добрый знак.
      
     Прошел он через весь Фаранг,
     У фарангов остался только Алтынбаш, говорят.
     Взмолились они о пощаде, говорят,
     Но не захотел Атилле прекращать сражения.
      
     Тут опять пришли к нему юрганы.
     "Тангра показывает — надо закончить поход", — говорят.
     "Тангра уже дал тебе славу, — говорят. —
     Надо быть милостивым, как подобает победителю".
      
     Не послушался их Атилле.
     Захотел достичь в бою небесной славы, говорят.
     Стремительно поскакал на врага, говорят —
     Но впервые споткнулся его конь.
      
     Подняли царя его буляры.
     "Это — недобрый знак!" — говорят.
     "Это Тангра показывает свое неудовольствие", — говорят.
     И Атилле пришлось остановить войну.
      
     Вернулся он с войском в Башту
     И узнал о смерти Харьки, говорят.
     Умерла она в своем ауле Харька, говорят.
     Очень опечалило это Атилле.
      
     В сердцах велел убрать с глаз своего коня,
     Которого винил в остановке войны, говорят.
     Но тот ведь споткнулся по воле Тангры, говорят.
     Несправедливым было это решение царя.
      
     Побежденные Атилле Фаранг и Рум
     Платили ему большую дань, говорят.
     Построили для него города
     Бильсага и Маджа, говорят.
     Беззаботно он жил в них и частенько охотился.
      
     Однажды на охоте услышал Атилле:
     "Умер любимый царский конь, говорят!"
     Понял царь, что был несправедлив, говорят —
     Решил повидать останки своего коня.
      
     Было это в год змеи.
     Хотели юрганы остановить его, говорят,
     Предлагали съездить на следующий год, говорят:
     "В год змеи делать это опасно!"
      
     Опять не послушался их Атилле —
     Отправился в Башту, говорят.
     Там схоронили коня, говорят,
     Насыпали над ним высокий курган.
      
     Очень удивился Атилле этому.
     Хотел спросить, кто велел насыпать курган, говорят.
     Хотел спросить, зачем сделали это, говорят —
     Но не успел сказать ни слова.
      
     Выползла из кургана большая змея —
     Никто не видел такой, говорят.
     Все замерли от страха, говорят,
     И ужалила она царя Атилле.
      
     В тот же миг умер великий царь.
     Не дождался он своего года, говорят.
     Если бы дождался, говорят,
     Говорили бы:
     "Пришел и ушел в год лошади".
     Положили его большое тело в ящик
     И повесили ящик между столбов, говорят.
     Но порвались цепи, говорят —
     И всех обуял тут ужас.
      
     Не стали поэтому хоронить его в Башту —
     Повезли его в город Маджа, говорят.
     Провезли его через Бильсага, говорят.
     Положили его по пути на дно реки Дизэ.
      
     Отвели для этого воду реки,
     Положили его на дно, говорят,
     В трех ящиках, говорят —
     Из железа, серебра и золота.
      
     Никто не достанет их —
     Ведь опять пустили воду по старому руслу, говорят,
     И сейчас она, река, полноводна, говорят,
     И никто не знает, где эта могила.
      
     Поручили похороны отряду эскелов.
     Совсем не знали они жалости, говорят,
     Совсем не знали они жадности, говорят —
     Убили всех работников, а потом — себя.
      
     Были они плохо одеты,
     Не было у них дорогого оружия, говорят,
     Не было у них красивой сбруи, говорят, —
     Но были они свободны и счастливы.
      
     Тангра даровал жизнь всему живому —
     Проходит она быстро, говорят,
     Как будто цветок увядает, говорят...
     Богата цветами Кыпчакская степь.
      
      
     Этот бродячий сюжет "смерти от коня" записан в "Повести временных лет":
     "И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть?""
     Вот откуда стихотворение А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге".
     А вот — историческая версия гибели Олега Вещего.
     Булгарский царь пригласил князя Олега из Ростова к себе, в Великий Булгар, для участия в походе союзников на столицу Хазарии Итиль.
     Поход был намечен на лето 922 г. Царь Алмыш ждал письма от багдадского халифа с одобрением этого джихада, то есть священной войны, но не дождался. Халиф был не прочь умерить пыл Хазарии и Ирана с помощью военных сил Булгара, однако действовал нерешительно и медлил.
     Князь Олег с флотилией и войском прибыл в мае 922 г. Но тут случилась беда, которая расстроила все планы.
     Перед походом Олег решил купить себе коня. Он отправился из булгарской крепости Ака-Басар, иначе говоря, пристани Великого Булгара, в город Халджу, расположенный на Волге. Там на базаре он присмотрел себе красивого тюркского боевого коня по кличке Джилан. Однако при покупке князь нечаянно выронил под ноги коня монету и неосторожно нагнулся за ней. Джилан, обученный топтать в бою пеших воинов, тут же ударил его копытом и убил наповал. Так погиб Вещий Олег.
     Это произошло в мае 922 г. за несколько дней до предполагаемого начала похода.
     Царь Алмыш вынужден был отменить поход, так как без флота атаковать хазар силами одной конницы было рискованно. Алмыша потрясла гибель верного союзника. Он лично присутствовал на его похоронах в Ашла-Булгаре (современный г. Казань).
     Впоследствии прах Олега Вещего был перенесен в Киев и захоронен на горе Щековице. В начале XII в. показывали эту "могилу Олега Вещего".