Александр Горшенков __ ПАРЯЩИЙ НАД ВРЕМЕНЕМ
Московский литератор
 № 13, июль, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Александр Горшенков
ПАРЯЩИЙ НАД ВРЕМЕНЕМ
Дмитрий МИЛОВ. "Над временем". Стихи. — Рязань: "Литера М", 2014.
     
     Дмитровский поэт Дмитрий Милов выпустил в соседней Рязани свою книгу. Это, несмотря на молодость (Дмитрию тридцать), уже второй его сборник стихов, а сам автор является и членом Московской городской организации Союза писателей России, и обладателем различных литературных наград.
     Несколько лет назад начинал поэт первыми публикациями и первой книгой — весьма дерзко и интересно, — достаточно сказать, что его талант и своеобычность отметил такой авторитетный человек, как поэт, лауреат премии Ленинского комсомола Татьяна Смертина.
     Честно говоря, именно с её подачи я обратил более пристальное внимание на творчество Милова: вначале, при беглом знакомстве, оно показалось мне ещё несколько "сырым".
     И вот второй, пусть и небольшого объёма, сборник. Это тоже весьма важная веха в творчестве каждого автора. Ведь свою первую книгу он пишет всю свою предшествующую жизнь, отбирая лучшее из юных достижений, а во вторую должен поместить произведения за год-два-три, притом желательно показать в ней и рост, и более определённую творческую манеру.
     В предисловии к "Над временем" секретарь правления Союза писателей России Иван Голубничий пишет: "Но в своём осознании мира он (Милов) не впадает в излияния, не стремится "удивить" читателя глубиной своих прозрений. <…> Стих его нарочито сдержан, рифмы преимущественно точны, но за этой принципиальной традиционностью форм стоит прежде всего цельность натуры лирического героя, а вместе с тем — и самого поэта".
     Однако, мне кажется, определение Дмитрия как преимущественно традиционалиста — не полно.
     Не знаю, читал ли Милов Леонида Губанова, но его манера, по-моему, близка к этому яркому и замалчивавшемуся при жизни поэту.
     В основе подобной манеры ассоциативное сопряжение предметов и явлений, часто далеко отстоящих друг от друга, озарение. Автор как бы парит над временем или событием, интуитивно выхватывая из него неожиданное и главное.
     Такой экспрессионизм, пусть и не всё в нём всегда удаётся, далёк от линейной повествовательности и понятности с первого прочтения, — всего того, что мы привыкли видеть в нашем "почвенном" традиционализме.
     Вот из одного из характерных для Дмитрия стихотворений:
      
     Ты опускаешь руки на воду,
     Вестят задрогшие уста
     О том, что мир сорвут, как ягоду
     С Богоявленского куста.
      
     А дальше — сон в ушке иголочки,
     В бойнице крепости-беды.
     Я вижу две ладони-лодочки,
     Чуть зачерпнувшие воды.
     ("Душе неведомо старение…")
      
     К лучшим стихам сборника я отнёс бы также "Был сон недолгий в полудрёме…", "Есть данность пепла от огня…" и миниатюру "Всё от рыданий от улыбок…".
     Во всяком случае, манера и пристрастия автора проглядывают в новой книге более явственно.
     Мне кажется, с интересом встретят ценители поэзии когда-нибудь в будущем и следующий, третий сборник Дмитрия Милова, а это уже немало.