Александр Горшенков ПАРЯЩИЙ НАД ВРЕМЕНЕМ Дмитрий МИЛОВ. "Над временем". Стихи. — Рязань: "Литера М", 2014.
Дмитровский поэт Дмитрий Милов выпустил в соседней Рязани свою книгу. Это, несмотря на молодость (Дмитрию тридцать), уже второй его сборник стихов, а сам автор является и членом Московской городской организации Союза писателей России, и обладателем различных литературных наград.
Несколько лет назад начинал поэт первыми публикациями и первой книгой — весьма дерзко и интересно, — достаточно сказать, что его талант и своеобычность отметил такой авторитетный человек, как поэт, лауреат премии Ленинского комсомола Татьяна Смертина.
Честно говоря, именно с её подачи я обратил более пристальное внимание на творчество Милова: вначале, при беглом знакомстве, оно показалось мне ещё несколько "сырым".
И вот второй, пусть и небольшого объёма, сборник. Это тоже весьма важная веха в творчестве каждого автора. Ведь свою первую книгу он пишет всю свою предшествующую жизнь, отбирая лучшее из юных достижений, а во вторую должен поместить произведения за год-два-три, притом желательно показать в ней и рост, и более определённую творческую манеру.
В предисловии к "Над временем" секретарь правления Союза писателей России Иван Голубничий пишет: "Но в своём осознании мира он (Милов) не впадает в излияния, не стремится "удивить" читателя глубиной своих прозрений. <…> Стих его нарочито сдержан, рифмы преимущественно точны, но за этой принципиальной традиционностью форм стоит прежде всего цельность натуры лирического героя, а вместе с тем — и самого поэта".
Однако, мне кажется, определение Дмитрия как преимущественно традиционалиста — не полно.
Не знаю, читал ли Милов Леонида Губанова, но его манера, по-моему, близка к этому яркому и замалчивавшемуся при жизни поэту.
В основе подобной манеры ассоциативное сопряжение предметов и явлений, часто далеко отстоящих друг от друга, озарение. Автор как бы парит над временем или событием, интуитивно выхватывая из него неожиданное и главное.
Такой экспрессионизм, пусть и не всё в нём всегда удаётся, далёк от линейной повествовательности и понятности с первого прочтения, — всего того, что мы привыкли видеть в нашем "почвенном" традиционализме.
Вот из одного из характерных для Дмитрия стихотворений:
Ты опускаешь руки на воду,
Вестят задрогшие уста
О том, что мир сорвут, как ягоду
С Богоявленского куста.
А дальше — сон в ушке иголочки,
В бойнице крепости-беды.
Я вижу две ладони-лодочки,
Чуть зачерпнувшие воды.
("Душе неведомо старение…")
К лучшим стихам сборника я отнёс бы также "Был сон недолгий в полудрёме…", "Есть данность пепла от огня…" и миниатюру "Всё от рыданий от улыбок…".
Во всяком случае, манера и пристрастия автора проглядывают в новой книге более явственно.
Мне кажется, с интересом встретят ценители поэзии когда-нибудь в будущем и следующий, третий сборник Дмитрия Милова, а это уже немало.