Юрий Богданов __ «ПРОНИКНУТЬ В СУТЬ НЕОБЪЯСНИМОГО…»
Московский литератор
 № 11, июнь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Юрий Богданов
«ПРОНИКНУТЬ В СУТЬ НЕОБЪЯСНИМОГО…»

Ирина ЩЕРБИНА. "Из глубины незримых тайников". Стихотворения. — Рязань: Издательство "Литера М", 2015.
          
     Книга поэзии Ирины Щербины "Из глубины незримых тайников" — это новый взгляд на своё творчество, на его истоки, питающие вдохновение, и вообще — на жизнь. Поэтесса даже в мыслях не возвышается над "толпой", не ставит свой талант превыше всего, а просто и естественно размышляет о текущем времени, откровенно разговаривает с заинтересованным читателем и находит в нём понимание. Как и обычный человек, она иногда сомневается в правильности своих суждений, но не опасается, что её стилистику и образность осудят "привередливые критики":
      
     Хоть род людской неприхотлив,
     Наверное, под силу каждому,
     Зерно от плевел отделив,
     Средь шелухи увидеть важное.
      
     И, сокрушив сомнений рать,
     Рукой коснуться неба синего —
     Непостижимое понять,
     Проникнуть в суть необъяснимого.
      
     Поэтому и в названии книги "Из глубины незримых тайников" таится загадка, которую Ирина Щербина открывает нам своими проникновенными и доверительными стихами.
     У каждого талантливого человека, работающего в "творческом цеху", существует своя внутренняя духовная концепция, определяющая всё его творчество. Она есть явление врождённое: и только со временем, осмыслив себя творцом, поэт может более точно дать характеристику данному явлению:
      
     Я так люблю перо и кисть,
     Их виртуозное уменье
     Создать портрет стихотворенья
     И нанести узор на лист!
      
     Возможно, это — прихоть, блажь —
     Запечатлеть черты былого,
     В застывших красках видеть слово,
     В минувшем — новый антураж.
     ……………………………………….
     А чародейство наяву…
     Ведь я — с Природою едина —
     Свой мир малюю, как картину,
     И, как роман, пишу судьбу.
      
     А судьба поэта, в первую очередь, зависит от той степени ответственности, с которой он относится к своему таланту. Поэтому не спонтанно, а глубоко прочувствованно автор обращается к творчеству наших гениальных поэтов: Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Блока, ощущая свою неразрывную связь с русской классической литературой.
     Цитата из "Талисмана" А. Пушкина даёт Ирине Щербине возможность по-своему "высветить" данную тему: "…Среди терзающих сомнений Петляет творчества тропа…" и далее: "…Нет благороднее удела — Дарить талант, как талисман…" И вот как завершается стихотворение:
      
     Талант не выкупить обманом
     Под маской вычурных имён.
     Пусть светит вечным талисманом
     Бессмертье будущих времён.
      
     Небольшой цикл стихотворений, посвящённый Михаилу Юрьевичу Лермонтову, расширяет диапазон причастности поэтессы к отечественной литературе. Лермонтовская строка "И в небесах я вижу Бога" открыла в душе Ирины Щербины космические ощущения его поэзии и общения с Богом:
      
     Не нужно распятий, не надо икон,
     Так тихо, но всё же не спится.
     Я выйду за хутор, где трав перезвон,
     И стану молиться, молиться…
      ……………………………………
     Покоем объята ночная Земля,
     На ней только я и Всевышний.
      
     Оттолкнувшись от стихотворных строк М. Лермонтова "Как сладкую песню отчизны моей Люблю я Кавказ" поэтесса, как бы обобщая для себя творчество Михаила Юрьевича, говорит:
      
     Кому-то — безутешная слеза,
     Кому-то — праздник пёстрого базара…
     А мне — печаль вселенская Тамары
     Да древние на стенах образа.
      
     Давно замечено как благотворно на судьбы молодых русских поэтов влияет классическая отечественная литература, проникнутая любовью к Родине, родной земле. Поэтому, естественно, в книге есть и такие стихотворения. К примеру, "Родина", которое поэтесса строит на противоположностях:
      
     У России издавна
     Сотни прозвищ всяческих.
     "Ласковая", "Грозная",
     "Мачеха" и "Матушка",
     То — "Ярмо несносное",
     То — "Зазноба-ладушка".
      
     Сам по себе приём интересный, позволяющий дать и яркую образную картину, и философское обобщение темы. И, конечно же — показать красоту нашей русской природы:
      
     Золотистой полосою
     Лёг закат на березняк,
     Окунув каймой косою
     В реку неба яркий стяг.
      …………………………..
     Переливчато сиянье,
     Блики трепетно чисты,
     Словно тайные посланья
     На заломах бересты.
      
     В глубоких по смыслу стихах читатель ощущает нескончаемую любовь Ирины Щербины ко всему живому на земле. Но часто за резкостью внешних смелых образов кроется лирика, жизненная философия, поражающая своей конкретностью и глубиной:
      
     Ржавые прорези неба
     Льют, ожидая утраты,
     Капли кровавого света
     В рыжие жилы заката.
      
     Ярче, чем злато киотов,
     Вечер горит, отражая
     Адский огонь на воротах
     Нами забытого рая.
      
     Но рай любви не забывается, не исчезает, оттого книга поэтессы не бесстрастна, а полна напряжённых чувств лирического героя, в которых "…Тело и тень, Пламя и лёд…". В стихотворениях "Выстрел", "На эшафоте", "Ворожба", "Чародейка" это чувство вырастает до космического трагизма:
      
     Мне знакомы такие слова
     От которых ковыль зеленеет,
     Дикий зверь на бегу цепенеет,
     Кругом стелется одурь-трава.
     И стихает людская молва…
      
     И во многих стихах якобы "затишье" превращается в неистовый шторм, в драму, а иногда и в трагедию: "Небрежный локон, крылья в крови… / И гордость — так хороша! / Никто не видел, как от земли / Летела моя душа". Вряд ли не верующий в Бога человек будет писать о душе, православных храмах, о вечной жизни в потустороннем мире:
      
     Тихой радостью душу мою
     Наполняют церковные звоны.
     Без смущенья гляжу на иконы:
     Мне шагать по сухому жнивью
     В неизбежность осенней поры,
     В неизбывность судьбы, в бездорожье…
      
     Там, приникнув к святому подножью,
     Я увижу вершину горы.
      
     Читаем стихотворение об ушедшем близком человеке. Трагедия? Да! Но автор разговаривает с ним, как с живым: "И кажется — всё ты слышишь, Пространство пронзаешь взглядом, Неведомой жизнью дышишь В живущих со мною рядом". И вот концовка стихотворения:
      
     Минувшее — тонкой нитью,
     Меж туч — голубым оконцем…
     Как ласкова гладь гранита,
     Согретого вечным солнцем.
      
     Такие стихотворения как: "Глаза уездных Богородиц", "Планета души", "Мы давно уже в пути", "Дары волхвов", "По тернистой тропе", "Какое жестокое время", "Лестницы", "Встречи", "Смейся звонко, беззаботно" прямо или косвенно примыкают к "блоку" стихов о духовности.
      
     Глаза уездных Богородиц
     Не знают пышности столиц.
     За старым храмом — лес, колодец
     Да строгость деревенских лиц…
      ………………………………….
     Чиста, светла душа народа.
     С надеждой смотрит человек
     В глаза российских Богородиц.
     И ныне, присно и вовек!
      
     Или вот строки из стихотворения "Лестницы": "Тщетных мечтаний прах, / Вера в конце пути… / Детский минуя страх, / нам сужено идти / Вверх по ступеням лет / Вплоть до печальных тризн… / Зная: за мраком — свет. / А после жизни — жизнь".
     Думаю, что книга Ирины Щербины не может остаться незамеченной как читателями, любящими поэзию, так и профессиональными литераторами. Ведь это — серьёзный и значительный шаг поэтессы на пути глубокого осмысления собственного места в современном мире и творчестве. Доброй ей дороги!