Борис Рябухин НЕ ЗАБЫТЫЕ МГНОВЕНЬЯ Сергей МОРОЗОВ. "Мгновенья памяти…" — Подольск: "Академия-XXI", 2015.
Сергей Константинович Морозов родился в 1952 году в деревне Раёво Подольского района Московской области. Член Союза писателей России. Выпустил несколько книг.
Писатель послевоенного поколения. И книгу "Мгновенья памяти…" составил к 70-летию Великой Победы из стихотворений, написанных по памяти народной так проникновенно, как будто сам прошел эти трагические версты Великой войны.
В книге собраны, не в пример прежним юбилеям, ранее замалчиваемые страницы памяти о войне.
Все правильные слова поэта-патриота о Великой Победе прочтут и поймут.
Верно сказано в аннотации книги: "Это стихи о простом русском солдате, победившем грозного врага".
Но не принижаем ли мы свою историю, говоря только о солдате? Весь мир, и Российская Империя не меньше, всегда гордились великими победами своих полководцев. А мы даже знаменитую в мире Сталинградскую битву, не можем назвать без оглядки на имя. Мало ли значит в наших победах фельдмаршал Кутузов или генералиссимус Суворов? Или маршал Советского Союза Жуков?
Впрочем, со мной можно и не согласиться. Ведь и о советских полководцах написано немало и их собственные мемуары выпущены большими тиражами. Правда, они пишут о фронтах, об армиях, а русского солдата в них маловато.
Соглашусь, надо писать и о маршалах, и о солдатах. И как можно больше — ведь это наша Победа!
Сергей Морозов в своих стихотворениях совестливо говорит о ранее непроходимых в печати ранах войны. А они ведь тоже болят.
Вот стихотворение "Ровно в четыре часа". Название напоминает классику.
И вдруг строфа:
И ни словечка в утренней газете
О том, что нынче началась война:
Считали провокацией всё это
И мирно продолжала жить страна.
В другом стихотворении — "Зерна утрат" поэт находит интересный способ сказать в финале другую суровую правду войны — не сказав её. Каких тяжелых усилий было, верному родине, воинскому долгу и чести, тяжело раненному русскому солдату подняться с качающейся земли перед вооруженным фашистом:
Фриц дулом ткнул в меня, сказал: "Карош…"
И приказал мне двигаться "нах вестен",
Туда, где вся уже сгорела рожь,
Где ждут меня безрадостные вести.
И я пошел, шатаясь, на закат…
Как буду жить в плену, не думал вовсе.
А под ногами горечью утрат
Хрустели обгорелые колосья.
Поэт не продолжает эту историю. Но знал каждый воин, что будет дальше. Знал об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и об оставлении позиции. Нарушители могли быть расстреляны на месте, признавались дезертирами. А после освобождения из фашистского плена они попадали на спецпоселение. Вот что значит строчка: "Где ждут меня безрадостные вести".
Удачно и третье болевое мгновение Великой войны — драматизм поэмы "Пашка Тюркин". "Ассоциации с известным "Тёркиным" здесь не оправданы".
В поэме рассказывается о жестком отношении даже к невольным дезертирам, таким, как бесшабашный Пашка, которого и в партизанский отряд берут с оговоркой, только с разрешения Москвы:
Хоть ГУЛАГ не добрый дядя,
Но заменил срок на войска:
"…В партизанском быть отряде
На условьях штрафника".
К слову сказать, даже Твардовский размер своей поэмы — раёк — впоследствии не жаловал. Да и слово "ГУЛАГ" стали употреблять гораздо позже.
Многих замалчиваемых послевоенных ран войны коснулась поэтическая послевоенная память Сергея Морозова. Тем и интересна его книга не только ветеранам, но и молодым отзывчивым читателям.