Борис Рябухин __ НЕ ЗАБЫТЫЕ МГНОВЕНЬЯ
Московский литератор
 № 10, май, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Борис Рябухин
НЕ ЗАБЫТЫЕ МГНОВЕНЬЯ
Сергей МОРОЗОВ. "Мгновенья памяти…" — Подольск: "Академия-XXI", 2015.

     Сергей Константинович Морозов родился в 1952 году в деревне Раёво Подольского района Московской области. Член Союза писателей России. Выпустил несколько книг.
     Писатель послевоенного поколения. И книгу  "Мгновенья памяти…" составил к 70-летию Великой Победы из стихотворений, написанных  по памяти народной так проникновенно, как будто сам прошел эти трагические версты  Великой войны.
     В книге собраны, не в пример прежним юбилеям, ранее замалчиваемые  страницы  памяти о войне.
     Все правильные слова поэта-патриота о Великой Победе прочтут и поймут.
     Верно сказано в аннотации книги: "Это стихи о простом русском солдате, победившем грозного врага".
     Но не принижаем ли мы свою историю, говоря только о солдате?  Весь мир, и Российская Империя не меньше, всегда гордились великими победами  своих полководцев. А мы даже знаменитую в мире Сталинградскую битву, не можем назвать без оглядки на имя.  Мало ли значит в наших победах фельдмаршал Кутузов или генералиссимус Суворов? Или маршал Советского Союза Жуков?
     Впрочем,  со мной можно и не согласиться. Ведь и о советских полководцах написано немало и их собственные мемуары выпущены большими тиражами. Правда, они пишут о фронтах, об армиях, а русского солдата в них маловато.
     Соглашусь, надо писать и о маршалах, и о солдатах. И как можно больше — ведь это наша Победа!
     Сергей Морозов в своих стихотворениях  совестливо говорит о ранее непроходимых в печати ранах войны. А они ведь тоже болят.
     Вот стихотворение "Ровно в четыре часа". Название напоминает классику.
     И вдруг строфа:
      
     И ни словечка в утренней газете
     О том, что нынче началась война:
     Считали провокацией всё это
     И мирно продолжала жить страна.
      
     В другом стихотворении  — "Зерна утрат"  поэт находит интересный способ сказать в финале другую суровую правду войны —  не сказав её. Каких тяжелых усилий было, верному родине, воинскому долгу  и  чести, тяжело раненному русскому солдату подняться с качающейся земли перед вооруженным фашистом:
     Фриц дулом ткнул в меня, сказал: "Карош…"
      
     И приказал мне двигаться "нах вестен",
     Туда, где вся уже сгорела рожь,
     Где ждут меня безрадостные вести.
     И я пошел, шатаясь, на закат…
     Как буду жить в плену, не думал вовсе.
     А под ногами горечью утрат
     Хрустели обгорелые колосья.
      
     Поэт не продолжает эту историю. Но знал каждый воин, что будет дальше. Знал об  ответственности военнослужащих за сдачу в плен и об оставлении позиции. Нарушители могли быть расстреляны на месте, признавались дезертирами. А после освобождения из фашистского плена они попадали на спецпоселение. Вот что значит строчка: "Где ждут меня безрадостные вести".
     Удачно и третье болевое мгновение Великой войны — драматизм поэмы "Пашка Тюркин". "Ассоциации с известным "Тёркиным" здесь не оправданы".
     В поэме рассказывается о жестком отношении даже к невольным дезертирам, таким, как бесшабашный Пашка, которого и в партизанский отряд берут с оговоркой, только с разрешения Москвы:
      
     Хоть ГУЛАГ не добрый дядя,
     Но заменил срок на войска:
     "…В партизанском быть отряде
     На условьях штрафника".
      
     К слову сказать, даже Твардовский  размер своей поэмы — раёк — впоследствии не жаловал. Да и слово "ГУЛАГ" стали употреблять гораздо позже.
     Многих замалчиваемых послевоенных ран войны коснулась поэтическая послевоенная память Сергея Морозова. Тем и интересна его книга не только ветеранам, но и молодым  отзывчивым читателям.