Елена Царева __ ЦЕЛОСТНОСТЬ СЕРДЦЕБИЕНИЯ
Московский литератор
 № 8, апрель, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Елена Царева
ЦЕЛОСТНОСТЬ СЕРДЦЕБИЕНИЯ
Анатолий АЛЕЙЧИК. "Инстинкт пробуждения: стихотворения". — М.: ИПО "У Никитских ворот", 2014.

     
     Новая книга поэта Анатолия Алейчика, лауреата ряда литературных премий, — это, прежде всего, размышления о жизни и попытка переосмыслить происходящие события с позиции человека заинтересованного, имеющего непростой жизненный опыт и собственный, присущий только ему, взгляд на происходящее. Взгляд пытливый, проникающий в самую суть явлений.
     "Моя жизнь обыкновенная и вместе с тем не такая как у многих. Спроецированная через войну, почти полную утрату трудоспособности и вновь разгорающееся желание ЖИТЬ! И нет прекрасней того, что люди на-рекли жизнью", — написал однажды Анатолий Алейчик. Он выстрадал это понимание, и пристрастным отношением поэта к этому пониманию наполне-на каждая строчка его стихов. Он терзается и негодует, сталкиваясь с тем, как разрушается заложенный природой порядок мироздания; и вмешивается по праву гражданина, памятуя некрасовский завет стихотворцу.
      
     У меня в глазах не море
     И не синь небес просторных,
     В их углах прижилось горе,
     Жажда странствий, троп не торных.
      
     Да, глаза мои — зерцало
     Душ, мятущихся по свету,
     Взглянешь в них, и замерцала
     Чья-то осень, чьё-то лето.
      
     Анатолий Алейчик — автор поэтических книг "Парадоксы Бытия", "Автопортрет на нервных волокнах", "Полуночные раздумья" (подготовленную к печати и, к сожалению, утерянную в связи со смертью редактора), "Доподлинно мне то известно...", избранных стихотворений в двух томах "Мой потомок дальний, здравствуй".
     В предисловии к новой книге поэт пишет "Так хочется понять, близки ли ему (читателю) мои стихи, точнее образы, мысли и чувства. И очень хочется попытаться пробудить в нём ответные эмоции. Самые разные, какие только может допустить воображение — от одобрения до полного неприятия. Я понимаю, что немногие читают строки предисловия, написанные автором, но, тем не менее, очень надеюсь, что сейчас будет иначе. Без этого все последующие откровения покажутся невнятными, и моя раздраенная и вывернутая наизнанку Душа будет разве что стыть на холодном белом листе бумаги от невостребованности".
     Безусловно, Алейчик понимает всю ответственность за содержание книги с таким необычным, ненаучным названием — "Инстинкт Пробуждения". Он исходит из желания помочь читателю пробудить в себе самые светлые чувства, которые поэт определил как чувства сродни инстинкту. Позволив себе такую нарочитую неточность, он привел в своё оправдание такие примеры, как утреннее пробуждение любого из нас, как весеннее пробуждение сурков, медведей и прочих спящих зимой особей.
      
     Я где-то там вдали блуждаю
     Своими мыслями, и вот
     Меня как будто пробуждает
     Совсем неспящего — восход.

     Но именно человеку присуще пробуждение духовное. Пробуждение совести, самосознания и иных проявлений человеческой натуры. Сигналом к пробуждению может послужить неожиданный телефонный звонок любимого человека среди ночи, просьба о помощи попавшего в беду и, наконец, визит непрошеных гостей ранним утром...
      
     Когда душа трепещущая плачет
     Или от счастья полного поёт,
     Ты скорректируй душу на удачу
     И на любви неведомый полет.
      
     Но ведь и стихи способны пробудить массу мыслей, чувств и даже действий у человека. И тому немало примеров в истории литературы. "В своих стихотворениях, которые всегда пишутся от первого лица, я предельно честен — говорит поэт, и, возможно, даже излишне откровенен. В них боль и слёзы, в них радость и горе, доходящее до отчаяния, любовь и нелюбовь, Вера и неверие. В них печаль приближающейся старости соседствует с пылкостью юноши.
     В них сама жизнь, моя жизнь, помеченная Афганской войной, контузией, инвалидностью и спасённая незримым "Инстинктом Пробуждения" для дальнейшей, полноценной жизни на благо своей семьи, родного края и Родины.
      
     Еще вчера! Уже вчера!
     Носил я горестные думы —
     Мне не дожить! И вечер я
     Встречал подавленным, угрюмым.
      
     А нынче я протер бокал
     Хрустальный от подтеков тризны,
     Чтобы, светясь во гранях брызнул
     В него шампанского вокал.
      
     Возможно, отсюда берёт начало мысль назвать книгу именно так. Поэт считает необходимым всегда искать, даже в самые трудные моменты жизни, некие побудительные причины для дальнейшей полнокровной жизни, любви, радости, причастности к чему-то нужному, полезному, как себе, так и окружающим людям.
      
     Почто мне так грустно смотреть, как уходят
     Последнего года деньки,
     Как синие тени по белому бродят
     Во льдах задремавшей реки.
      
     Алейчик приглашает читателя к общению. "Давайте попробуем на время нашего доверительного разговора, я имею в виду прочтения этой книги, стать друзьями, хотя бы виртуальными. Не стесняйтесь, задавайте себе вопросы и попробуйте найти ответ на них в моей книге. Буду искренне рад, если это случится сразу, но не исключаю возможности и более тщательного прочтения. Это не значит, что вы невнимательны, просто биение сердец в унисон и совпадение чувств — вещи сакральные, сродни катарсису".
     Поэт искренне надеется, что его выстраданные строки способны "пробудить", потревожить в человеке некие тонкие сочленения, клеточки, что в нас дремлют не от того, что мы такие беспечные, а в силу иных объективных причин и обстоятельств.
      
     Говорю вам, уши имеющим
     И на жизнь с оптимизмом смотрящим:
     "Не летайте полетом бреющим:
     А летайте ввысь восходящим.
      
     И желательно, чтобы пробуждение случилось не как от тревожного набата, или сирены кареты "Скорой помощи", а произошло оно с некоторым "Озарением", желанием понять и принять окружающий нас непростой мир.
      
     Своим лучом рассвет
     Ласкает мой мольберт.
     И даже в этот час
     Ничем я не рискую.
     Кто знает, сколько лет
     Я свой автопортрет
     На нервах на своих
     поступками рисую?
      
     Предлагаемая книга будет интересна широкому кругу читателей, умеющих не только думать и анализировать, но и чувствовать и сопереживать.