Александр Руднев __ «МНОГО ПОЭТОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ…»
Московский литератор
 № 7, апрель, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Александр Руднев
«МНОГО ПОЭТОВ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ…»
Ксения НАГАЙЦЕВА. "Земля на листьях…" — М.: "Ваше Издательство", 2015.

                    
     В бесконечной чреде, даже лучше сказать — в необозримом море современных поэтов очень приятно появление таких действительно одарённых людей, как Ксения Нагайцева.
     В её стихах, очень изящных с точки зрения метра и ритма, определённо проступает "лица необщее выраженье", что, с нашей точки зрения, объясняется не в последнюю очередь тем, что автор — филолог. Возможно именно  поэтому сразу же становится видна её поэтическая и вообще литературная культура.
     Трудно при этом не согласиться с утверждением автора предисловия к книге, Петра Калитина, что в стихах Нагайцевой "нет нарочитой филологической сложности, нет сухих, избитых, как бы калькированных слов". Это всё так: стихи очень тёплые, живые и подлинные, по-женски эмоциональные. Но, в то же время — в самой их строфике виден профессиональный филолог, хотя, наверное, это и не самое главное в данном случае. И, тем не менее, это совершенно очевидно.
     Стихи Нагайцевой выстроены очень профессионально и законченно. Ведь, казалось бы, что, в самом деле, можно ещё написать о любви, встречах и невстречах, о вещном мире — не впадая при этом в подражательное эпигонство и перепевы одного и того же! А Ксении удаётся найти выразительные, не избитые стиховые средства, избежать столь распространённых стихотворных штампов — и поэтому иной раз даже достаточно банальные, тысячи раз повторенные образы, слова и рифмы становятся у неё живыми и подлинными.
     К стихам Нагайцевой хочется возвращаться, они легко запоминаются, даже несмотря на их всё-таки значительную формальную сложность. Они иногда даже "стучат в голове", а это — первейший признак истинной поэзии. У Ксении, несомненно, свой голос, свои особенные проникновенные поэтические интонации…
     Мы вполне солидарны с директором компании "Ваше издательство", выпустившей книгу, Александрой Царёвой — в том, что стихи Ксении Нагайцевой являют собой своего рода "открытие, заполняющее пустоту и истощённость жанра любовной лирики в современной поэзии". Автору удаётся удержаться в чрезвычайно трудном балансировании, (когда в "любовной теме" запросто можно впасть в банальность, пошлость, и даже дешёвку), и сохранить искренность и пылкость чувств, и в то же самое время — чувство меры, такт и вкус. Её образы, как нам представляется, нисколько не трафаретны, не избиты, не тривиальны, хотя она и пишет о том, о чём, казалось бы, отписали все уже по тысяче раз! Действительно, "любовь" — что можно, мол,  ещё нового придумать и высказать в стихах?!
     …В заключении укажем, что книгу очень украшают и дополняют прекрасные графические рисунки Натальи Шумак, выполненные в несколько, на наш взгляд, вычурном, декадентском, "оскаруайльдовском" духе. Но они во многом выражают сущность поэтического мира автора и во многом адекватны ему.
     Поэтому, исходя из всего сказанного, полагаем, что эта книжка, — в которой, как нам кажется, звучат отголоски поэзии Серебряного века, — не должна пройти незамеченной, а просто "обречена" принести автору вполне заслуженное признание.