Дмитрий Окунев __ ДЕРЕВЕНСКИЕ СХОДКИ
Московский литератор
 № 3, февраль, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 


Дмитрий Окунев
ДЕРЕВЕНСКИЕ СХОДКИ
               
     Окончилась самая тяжелая и кровопролитная война двадцатого века. Постепенно возвращались домой с фронтов и действующих армий военнослужащие различных родов войск. Возвратился домой в своё родное Панфилово, что расположено в Уренском районе, Горьковской области, в 1946 году и старший сержант авиационного полка особого назначения Окунев Василий Леонидович. Радость возвращения домой затмило горькое для него событие: его любимая девушка, его радость и надежда на семейное счастье, неожиданно для него вышла замуж за другого. Но об этом отдельный рассказ. Молодой, здоровый, цветущий красавец девятнадцати лет ходил понурый, пасмурнее осенней дождливой тучи. Его старшая сестра Анюта, которая для него с детства была как мать, как няня, не могла смотреть безучастно на его страдания. "Васютка, — говорила она, — не печалься, не кручинься. Ты еще молод и найдешь другую. В Красуле есть одна очень красивая девка, глаз нельзя оторвать от такой красоты. Это дочка Николая Ивановича Иванова. Ниной её зовут. Скоро будет сходка в Горево, я тебе её покажу!"
     Сходка. Что это за таинственное место, где могут собираться красавицы? И действительно, слово сходка происходит от русского слова "сходятся". Сходятся для того, чтобы совместно, сообща решить какие-то важные вопросы, дела.  Первоначально в прошлые века деревенские сходки играли роль некого правового органа власти и решали важные земельно-экономические, социальные, нравственные, семейные вопросы,  вопросы, касающиеся пастбищ, пашен, лугов, лесов, сдачи в аренду рыболовных угодий и общественных мельниц, вопросы строительства, починки дорог, изгородей, колодцев, сбор денег, оброка, проживания пришлых лиц, разбор внутрисемейных конфликтов и  решали другие насущные проблемы, вынося в итоге так называемые мирские приговоры. Однако с развитием сельских общественных правоотношений, с появлением органом местного самоуправления все эти  организационные вопросы отошли в ведение местных органов власти. Деревенские сходки стали праздничным собранием жителей близлежащих деревень, на котором сельчане совместно отмечали какой-либо религиозный, как правило, праздник, веселились, знакомились друг с другом, заключали деловые сделки, договоры, но главное — на  сходках парни выбирали себе невест, а девушки присматривали будущих мужей.
     В назначенный день и в определенную для сходки деревню с утра со всех прилегающих  деревень начинали сходиться все желающие. Девушки просыпались очень рано, приготовленные с вечера праздничные одеяния, платья, юбочки, платочки, косыночки, ремешки, ботиночки (туфель на шпилечках тогда не было в моде) аккуратно заворачивали в так называемые кутузы и в простой одежде, босиком по шелковистой травке шли на сходку. Там в заранее обговоренных домах утюгом на горячих углях отглаживали платья, на раскалённых гвоздях закручивали волосы, делая лёгкие завивки,  переодевались во всё новое, чистое. Постепенно деревня будто просыпались. Еще не успели докончить свои утренние  арии местные голосистые петухи, как из окон домов начинали доноситься звуки патефонов. Вот в одном доме послышалась песня Нины Руслановой "Валенки, валенки, да не подшиты, стареньки ...". В другом доме патефон, надрываясь, пел  о коробейниках, в третьем окне слышны были  фронтовые песни. Почти одновременно из окон стали доноситься запахи жаренного мяса, вареного картофеля,  сочных огурцов, бодрящего самогона, вперемежку с тонкими запахами духов.
     Часам к десяти появлялись первые пары подруг красавиц, за ним выходили попарно с подружками другие девушки и по кругу начинали ходить вдоль улицы деревни. И вот уже деревня напоминает круговорот цветов, в голубых, белых, розовых, лиловых, фиолетовых  платьицах из ситца, крепдешина, шёлка крепкие, белолицые, кровь с молоком, улыбающиеся  девицы заполняют всё пространство деревенской улицы. А вот и парни появляются, в красивых рубашках с воротниками поверх пиджаков, в брюках с широкими штанинами, которые при ходьбе словно волны перекатываются,  идут встряхивая свои чубы, стройные, загорелые, дерзкие от принятого самогона. Некоторые держат в  руках гармони, поют озорные частушки. В это же время из окон домов продолжают зазывать всех проходящих в гости, отведать пирогов, жареной баранины, хрустящих грибков под домашнее винцо и чистый как слеза самогон. Где-то уже выносят столы прямо на улицу и вот уже застолье выходит за пределы тесных изб на широкий простор деревенских улиц.
     Праздник в полном разгаре. Всюду  слышны песни, шутки, смех, разговоры. Парни, достаточно и внимательно разглядев всех идущих по кругу деревенских красавиц, понемногу осмелев, подходят к своим избранницам,  заводят с ними  беседы, берут под руки и не спеша  прогуливаются вместе по кругу вдоль деревенской улицы.
     Стоящая в праздничной круговерти Анюта незаметно показывает Васютке на идущих  навстречу подружек и говорит, что вот в голубом ситцевом платье девица и есть Нина, дочь Николая Ивановича. С первого взгляда Васютка понял, что это и есть та, о которой можно только мечтать. Такой красивой девушки он еще нигде и никогда не встречал. Оробев даже от такой красоты, он, немного смущаясь и волнуясь, подошёл к ней и начал разговор о погоде, о теплоте и красоте сходки, затем рассказал о себе, о своей службе в армии. Было заметно, что и Нине пришёлся по душе этот крепкий, простодушный русоволосый парень. Подтверждением этому было и то, что она подарила ему на память  свой вышитый, с позолоченными вензелями, пропитанный духами носовой платочек. И в это время вдруг Василию на плечо кто-то грубо,  с силой положил  руку. Оглянулся — а это Ванька Ремизов, местный авторитет из Горево. "Убирайся, это моя девушка!", — произнёс он.  Но и Василий был не из робкого десятка и обладал недюжинной силой. На спор проносил большое расстояние полный матрац наполненный зерном. Силой своей  был весь  в своего отца, Леонида Александровича, крепкого, коренастого мужика, любителя орловских рысаков, который также на спор подседал под коня и приподнимал его. А ещё он принародно  на сходке в борьбе уложил на обе  лопатки громадного тяжеловеса купца Деньгина, который в отместку за это откусил ему палец. Поэтому не случайно Леонида Александровича с первых дней войны взяли в войсковую разведку на финском направлении, где он ходил через линию фронта за "языком". Позже пришло извещение, что Леонид Александрович при выполнении боевого задания пропал без вести. И вот Василий так перехватил за руку Ваньку, что затрещал у бедолаги рукав рубашки и он дико завопил: "Горево берут!". Это был боевой клич, обращенный к ребятам из Горево. Но никто на этот раз к нему не поспешил  на помощь. И авторитет вынужден был ретироваться.
     Вообще-то, довольно часто при подобных ситуациях, когда возникали споры между ребятами о девушках, сходки заканчивались массовыми драками. Дрались деревня на деревню, ходили стенка на стенку. Брали друг друга за локти, образуя живую цепь, в центре стенки шёл гармонист и с песнями шли в наступление на другую стенку.  Дрались жестоко, отчаянно. Использование ножей считалось признаком слабости и даже трусости. Другое дело драка кольями, открытый поединок, суровый и кровавый. Во время драки бывали случаи и со смертельным исходом. Но это было довольно редко, не то, что в нынешнее время, и об этом все помнили и говорили, что вот тогда-то на сходке в такой-то деревне подрезали такого-то. Никакой милиции тогда в это время не было. Драчунов разнимали сами деревенские жители.   
     Но на этот раз всё завершилось благополучно.  Насытившись впечатлениями, различными явствами, горячительными напитками, удовлетворив потребность общения, люди стали понемногу расходиться по своим деревням и домам и примерно к пяти часам вечера сходка постепенно закруглилась. Распрощались Нина и Василий, договорились о встрече на следующей сходке, которая должна состояться через пару недель в Панфилово.