Ирина Бердышникова _ РЕАЛЬНАЯ СКАЗКА
Московский литератор
 № 1, январь, 2015 г. Главная | Архив | Обратная связь 



Ирина Бердышникова
РЕАЛЬНАЯ СКАЗКА
София ПРОКОФЬЕВА. "Дорога памяти". Воспоминания. — М.: "Время", 2015.

          
     «Дорога памяти» известной сказочницы Софии Прокофьевой стала для меня откровением. Какая интересная жизнь, необычная судьба и удивительный жизненный путь!  
     Уже после прочтения первых десяти страниц книга поглотила меня и вызвала непреодолимое желанием скорее узнать что, что дальше?! Захотелось ближе познакомиться с творчеством автора, перечитать с детства знакомые сказки и открыть для себя ранее неизвестные пересказы легенд.
     Мемуары пишут люди известные, и, в моем понимании, они это делают для того, чтобы их лучше поняли. Своеобразная исповедь перед публикой, где раскрываются неожиданные грани личности. Читатель становится собеседником, другом. Прекрасно подобранные фотографии создают видимость семейного альбома, который можно перелистывать вечерами.
     Сказки Софии Прокофьевой невероятно нежные, каждая строчка ласкает слух и переносит тебя в другой мир, мир невероятных чудес и приключений. Ее воспоминания производят аналогичный эффект. Каждая строчка написана с теплотой, читается легко и непринужденно, а описанное время кажется нереальным. Ведь сейчас уже не встретить графиню, блистающую семейными драгоценностями, и не в каждом доме хранится, например, кружка, какие раздавали собравшейся толпе на Ходынском поле после коронации Николая II.
     Хочется отметить потрясающее богатство имен на каждой странице. Пастернак, Шостакович! Всех не перечесть! Не говоря уж о семье знаменитого композитора. Для большинства современных читателей эти фамилии знакомы лишь по книгам, пластинкам и картинам. Софье Прокофьевой посчастливилось быть знакомой с ними лично. Безусловно, все это реальные люди, со своими достоинствами и недостатками. Но как же осторожно и корректно автор говорит о них!
     "Каждое утро дядя Сеня играет Баха. С этого начинается его день, да и мой тоже. И вот вся квартира наполняется таинственной музыкой…". Почему-то эти строки ассоциируются у меня со спелой сочной гроздью темного винограда, которую давят в руке, и обильно стекающий сок наполняет кувшин доверху…"
     Очень запомнились страницы с описанием военных дней. Они хоть и написаны уже взрослой женщиной, но чувствуется, что эти события пережиты маленькой девочкой. Постоянное недоедание, переезды из города в город в душных, переполненных вагонах, беспокойство за больную маму. Да, это — то самое, детское! Когда так остро воспринимаешь происходящее рядом и очень смутно понимаешь то, что окружает. Но именно такие воспоминания из тыла и дополняют общую картину того страшного времени.
     Очень жаль, что в конце книги Софья Прокофьева стало писать как бы конспективно. Некая фрагментарность повествования чувствуется по всей книге. Понятно, что воспоминания приходят к нам хаотично и не поддаются четкому хронологическому порядку, и что автор легко ориентируется в многообразии имен родных, знакомых и друзей. Но простому читателю трудно запомнить каждого и поэтому, когда в общем контексте появляется множество вкраплений и отступлений, начинаешь путаться, что-то ускользает от внимания. Хотя, дочитав последние страницы, практически забываешь об этом. Но как хочется узнать поподробнее о конце 80-х годов прошлого века, о начале нового века… Ведь Софью Прокофьеву и сейчас окружают удивительнее люди!
     Чужие воспоминания невольно заставляют оглянуться и на свою жизнь. При этом совсем не важно, сколько тебе лет — двадцать пять, сорок или почти девяносто. "Я пишу эту жизнь как какой-то роман, в ней столько имен и не счесть эпиграмм…". Эти строки давно написаны мной и вспомнились после прочтения воспоминаний Софии Прокофьевой. Ведь у каждого из нас есть своя дорога памяти, со своими поворотами и тупиками, горками и виражами.