Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

 РЕЦЕНЗИИ

Марина ЕРШОВА

"И НЕ НАДО МНЕ ПРОЩЕНИЯ..."

 Лев КОТЮКОВ. "Твоё бессмертие". - Москва, МГО СП России, 2003

 Не ради того, чтобы угодить большому поэту своим почтением, признанием и пониманием, пишу я этот отзыв. Лев Котюков в этом не нуждается, он по-настоящему, по-правильному одинок. Одинок - с большой буквы. Его "одиночество навсегда обратится правдой и любовью". Открыв книжку, читаю:

 Кто там жаждет возвращения?!

 Все нежданно, все негаданно

И не надо мне прощения,

 Ничего уже не надобно.

 Верю, автор не кривит душой, а в нынешнем безверье слова правды дорогого стоят. Безусловно, и раньше, в других книгах Льва Котюкова была эта правда. Не бытовая правда, а настоящая, высокая правда о себе, та, которая рвется из душ великих русских поэтов, стоящих перед всем честным народом на площади перед плахой. Ибо только так в России можно быть Поэтом.
Но в книге "Твое бессмертие", по-моему, правда Поэта Льва Котюкова зазвучала в другой тональности, более мудрой, нежной и лиричной, а стало быть, мне лично, да думаю и многим другим, более понятной и нужной. Так как в наше время все очень устали от залпов орудий.

И любовь, будто боль объявилась
На закатном пути в никуда.
Черной солью 
в крови растворилась - 
И осталась во мне навсегда...

Решиться на интонацию пронзительной нежности сейчас может только очень мужественный и сильный мужчина, достигший очень высокой степени самодостаточности, не боящийся "хулы и клеветы" от дорогих собратьев по перу. Как же не поверить такому мужчине, такому Поэту, которому:

... В дыму неземной круговерти,
Где радость темна, как печаль,
Не жалко ни жизни, ни смерти.
А женщину? Женщину жаль...

По роду занятий я часто общаюсь с молодежью и, к сожалению, отмечаю, что большая часть не читает почти ничего, а поэзию особенно. Одной из причин такого равнодушия к настоящей литературе, а не к чернухе с порнухой, завоевавшей полки, я считаю боязнь нравоучений, проповедей.
Возможно, кто-то ими и грешит, но только не автор этой книги. Вся книга, как исповедь умного, очень талантливого собеседника, у которого большая палитра красок и художественных приемов. Вот, например, какому изысканному вкусу не понравится яркое, с "зеркальной" композицией, короткое, но емкое восьмистишье?

Дым одиночества. Холод равнины.
Там, где любовь, будто жизнь.
Красные листья черной рябины
Падают в белую высь.

Холод разлуки. Морок чужбины.
Там, где любовь не таю...
Черные листья красной рябины
Падают в душу мою.

А рядом - "простое", как вздох:

Боже мой, сколько было обещано!
Но во тьме запропал человек.
И любовь, как последняя женщина,
Этот мир позабыла навек...

Убеждена, что труднее всего написать именно классически -"простые" стихи. Душа должна накопить, выносить, выстрадать огромную гору эмоций и размышлений, чтобы в один, Богом данный момент, спонтанно их излить.
Читая книгу, я наслаждалась глубокой, но очень образной философичностью, присутствующей почти в каждом стихотворении:

Не закрывай слепящий свет рукой,
Душа, как снег, 
в горящей бездне тает.
Никто не знает, что там за рекой,
И ничего сама река не знает.

Еще одна тема, идущая лейтмотивом - тема ухода близких, любимых, тема быстротечности и кажущейся бессмысленности жизни. Голоса ушедших живут с нами, тревожат и успокаивают, иногда зовут, а нам так смертельно - тяжело без них. И всего в двух строчках, диалоге разлученных, автор сказал обо всем об этом, и даже больше, чем об этом:

ГОЛОСА
- Словно дым осенний, таю...
- Замерзаю, как вода...

Более прозаичные, где-то ироничные стихи второй части книги мне менее близки, но их прямота, конечно, подкупает:

Вечно ты рвешься 
с врагами на бой,
Всех обвиняешь в безволии.
Нет, не пойду я в разведку с тобой,
А в контрразведку тем более.

Поэтичные прозаические миниатюры третьей части уже своей, не всякому подвластной формой, несут новое настроение и новый оттенок философии Льва Котюкова. Вот, например:

Незримое, ставшее зримым, 
Навек забыло себя.
Огонь, зарытый в яме,
Обратился в шар земной.
Память бесконечности
Открыта вечному страданию.
Эхо в тумане - 
Все дальше жизнь.

Мне казалось, что после Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Блока о Родине уже невозможно сказать еще что-либо, не завязнув в банальности. Но нет. Льву Котюкову удалось и это. Поэтому стихотворение о Родине из четвертой части книги приведу полностью:

Какая Родина большая!
Но край родной, как не родной.
И мается душа больная
Не искупленною виной.

Какая Родина большая!
Никто себя не повторит.
Летит дорога столбовая,
И время страшное летит.

Галдит во тьме воронья стая,
А мир грядущий глух и нем.
Какая Родина большая,
Как будто нет ее совсем.

К сожалению, в кратком отзыве невозможно передать всю глубину и красоту новой книги Льва Котюкова "Твое бессмертие", в которой, я уверена, каждый найдет близкую себе тему. 
И, наконец, хочу сказать, ради чего я писала этот отзыв, перефразируя Николая Заболоцкого: "Любите поэзию, люди! ". Читай поэтические книги, молодежь! Тем более, если они такой высокой пробы, как эта книга Льва Котюкова.


Максим ЗАМШЕВ

ТРАГЕДИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Леонид СЕРГЕЕВ. "Заколдованная". - Москва, МГО СП России, 2003

Леонид Сергеев прожил в литературе долгую жизнь. Снискал ли он себе лавры известного писателя? Скорее нет, чем да. В советские времена ценились, и частенько по заслугам, авторы масштабных романов, а в последнее время на первый план выдвинулись ловкие мастера словесной игры. Ни к тем, ни к другим Леонид Сергеев не относится. Однако его творчество, на мой взгляд, не последний мазок в русской литературной палитре. И тем отраднее отметить выход в этом году книги его рассказов "Заколдованная".
К положительным качествам рассказов Леонида Сергеева надо отнести всегда тонко прочувствованную атмосферу. Это и атмосфера времени, и внутренняя атмосфера переживаний героев. Так в рассказе "Мой великий друг", открывающем сборник, необыкновенно зримо передана атмосфера послевоенного двора. "Иногда мы играли в волейбол; сеткой служил старый, полуистлевший бредень, мяч заменял резиновый "дутик" (о настоящем, кожаном только мечтали), тем не менее наши матчи проходили боевито, на почти профессиональном уровне (даже собирали зрителей), чему способствовало судейство дяди Коли". И в этом же, очень пронзительном рассказе Сергеев всего одним мазком передаёт бездну мироощущения героя: "Я испытывал особую тоску. Бывало - безоблачный солнечный день, а мне кажется небо пасмурно; вокруг прохлада, свободная циркуляция воздуха, а я задыхаюсь от духоты".
Леонид Сергеев - очень жизненный писатель. Он буквально вгрызается в жизненный материал, - сначала с беспристрастностью исследователя, а затем с благородным субъективизмом мечтателя. Яркий пример такого подхода - рассказ с весьма поэтичным названием "Заколдованная" Однако, читая этот рассказ, понимаешь, что поэзия здесь в общем-то и ни причём. В рассказе разворачиваются сложные психологические картины, связанные с бытом и жизнью психически не здоровых людей. Рассказ сложен по конструкции, очень насыщен по чувству. Он написан в лучших традициях русского реализма и оставляет после себя долгий подтекстовый след. Поневоле так и скажешь про себя: "Отчего же в России так не везёт хорошим людям?" А потом скажешь это вслух и ещё больше задумаешься.
Рассказ "Чаепитие с привидением" особенно близок литераторам. В нём тонко подмечена атмосфера писательского дома ЦДЛ, с добрым юмором описана бытовая ситуация. "На исходе дня, после занятий в институте, Андрей с зачехлённой "семистрункой" являлся в Дом литераторов - знаете его? Ну, кто ж не знает пристанище гениев?"
Сильное впечатление производит рассказ "Трава у нашего дома". Это очень трогательный текст, повествующий о дружбе мальчика с козлёнком Яшкой. Как всегда в прозе Сергеева все ситуации выписаны отчётливо и мастерски. У рассказа много планов. Здесь одиночество маленького мальчика, которому не с кем дружить, и жестокость окружающих людей, и излюбленный послевоенный дворовый пейзаж. Через весь рассказ проходит образ травы, которая стала важной частью жизни героев. Не могу не процитировать последние строки рассказа: "Моего Яшку убили на месте, где летом мы любили полежать, отдохнуть от наших будничных дел; на месте, где всегда росла высокая ярко-зелёная трава...
Я забыл сказать ещё об одном свойстве той травы: даже в самые жаркие дни она оставалась влажной, и какие бы мы с Яшкой ни были разгорячённые, какие бы обиды или радости не переполняли нас, когда мы ложились в траву, становилось прохладно и спокойно".
Леонид Сергеев трагический писатель. Трагедию он воспринимает не как вселенскую драму, а как цепь бытовых ситуаций, зачёркивающих всё доброе в человеке. Я бы назвал константой творчества Леонида Сергеева, если угодно, трагедию повседневности. Между тем, всё это не перечеркивает какой-то прозрачный и светлый тон, добрую и наивность и чудаковатость главных героев. В этом смысле проза Сергеева близка русской лирической прозе тургеневской традиции. Надо сказать, что такой прозы сейчас категорически не хватает. Поэтому выход книги рассказов Леонида Сергеева вдвойне для меня приятен как факт нынешней литературной жизни, подчас искривлённой и глуповатой, но всё же ещё существующей.


РУССКАЯ КНИГА - ПОЧТОЙ
ПРЕДЛАГАЕТ
А.ПРОХАНОВ. "Красно-коричневый", "Чеченский блюз", "Идущие в ночи", "Война с Востока", "Сон о Кабуле", "В островах охотник", "Африканист"; А.ПРОХАНОВ, Е.НЕФЁДОВ, Г.ЖИВОТОВ. "Слово, пронесённое сквозь ад", "Нас остановит только пуля"; В.ЛИЧУТИН. "Раскол" (3 т.), "Душа неизъяснимая", "Миледи Ротман", "Скиталец", "Любостай"; Е.НЕФЁДОВ. "С кем поведёшься...", "Рубеж", "Свет впереди"; Н.АНИСИН. "Про политику и политиков". 
НОВИНКИ: П.ПРОСКУРИН. "Число зверя"; В.ДЁГТЕВ. "Крест", "Волчья песня"; Г.ГОЛОВИН. "Жизнь иначе"; В.ГАЛАКТИОНОВА. "Крылатый дом"; Ю.ЛОЩИЦ. "Полумир"; В.АРТЁМОВ. "Обнажённая натура"; Л.БОРОДИН. "Посещение"; В.КРУПИН. "Повести последнего времени"; Ю.ТЮРИН. "Сирень № 13"; А.СЕГЕНЬ. "Страшный пассажир"; Ан.АФАНАСЬЕВ. "Зона № 3"; Б.СОКОЛОВ. "Тухачевский. Жизнь и смерть "красного маршала"; Л.БЕЗЫМЕНСКИЙ. "Гитлер и Сталин перед схваткой"; М.ИЛЬИНСКИЙ. "Нарком Ягода"; Б.СОКОЛОВ. Сборник "Загадки "ленд-лиза", "Охота на Сталина, охота на Гитлера"; А.ПОЛЯНСКИЙ. "Ежов. История "железного наркома", "Афганский излом"; В.ЖУКОВСКИЙ. "Лубянская империя НКВД"; А.МАРТИРОСЯН. "Заговор маршалов"; А.ПОМОГАЙБО. "Псевдоисторик Суворов"; А.ПАРШЕВ. "Почему Россия не Америка?"
Все эти книги можно приобрести наложенным платежом.
Заказы принимаютсЯ по адресу: 
119285, Москва, ул.Пырьева, 9-19, Стерликовой С.А., 
тел./факс: (095) 147-39-47, е-mail: sharaton@mtu-net.ru, sharaton@cityline.ru.


Анна ГУДКОВА

ЗОЛОТАЯ СТРОКА МОСКОВИИ

Вроде бы, совсем недавно было объявлено о начале проекта "Антология одного стихотворения", а вот уже перед нами третий выпуск этого издания. Оправдала ли себя подобная идея? Думаю, что да. Ведь в наше время далеко не всякий поэт имеет возможность донести свои творения до читателя. Есть на то немало объективных и субъективных причин, о которых говорилось уже не раз. Именно в связи с этим подкупает демократизм редколлегии "Антологии одного стихотворения", возглавляемой Львом Котюковым. Все участника коллективного сборника, независимо от регалий, поэтического опыта и мастерства представлены в "Антологии" в равных объёмах, а именно одним стихотворением. Таким образом, содержание сборника полностью отвечает названию заявленной серии.
Я не знаю, стоит ли выделять кого-то из авторов "Антологии одного стихотворения". Авторов много, и каждый из них по-своему достоин быть отмеченным. Есть смысл говорить на материале "Антологии" о тенденциях, имеющих место в плотной поэтической среде и представленных в сборнике сквозь призму литературных вкусов составителей. Первое, что бросается в глаза, - это очевидное господство силлаботоники. Этот неувядающий стихотворный и эстетический строй, пожалуй, лучше всего приспособлен для выражения русской поэтической мысли. Но вместе с тем, нельзя не отметить, что далеко не все чувствует всю меру ответственности, которую предполагает русский классический стих. Увы, многие позволяют себе неточные рифмы, синтаксические небрежности. Этим поэтам можно посоветовать внимательнее вчитываться в лучшие образцы стихотворений "Антологии". И хоть это противоречит уже сказанному мной выше о нежелании кого-либо выделять, всё же в данном контексте перечислю наиболее удачные, на мой взгляд, публикации. К таковым относятся стихотворения Авелины Абарели, Евгения Антошкина, Юрия Баранова, Ивана Голубничего, Виктора Крамаренко, Ивана Тертычного.

 В общем, третий выпуск "Антологии" вышел в свет. На этом серия не заканчивается. Впереди, новые книги новые, надеюсь, поэтические открытия.

ВНИМАНИЮ ПОЭТОВ

 Редакционная коллегия АНТОЛОГИИ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ "ЗОЛОТАЯ СТРОКА МОСКОВИИ" (приложение к журналу "Поэзия") объявляет о начале приёма стихотворных произведений от авторов Москвы и Московской области в очередной том АНТОЛОГИИ (выпуск 4)

Состав редакционной коллегии: В.И.Гусев (председатель), Л.К.Котюков (главный редактор), В.Г.Бояринов (ответственный секретарь), Ю.К.Баранов, Е.Н.Бузни, И.Ю.Голубничий, А.А.Дубовой, М.А.Замшев, П.В.Калитин, Ю.В.Коноплянников, В.В.Крамаренко, Ю.В.Куксов, Г.Б.Осипов, Н.А.Соляник.

Авторы, удостоившиеся включения в АНТОЛОГИЮ, представляются к награждению почётными Дипломами 1, 2, 3 степеней "Золотое перо Московии", выдвигаются на звание лауреата новой Всероссийской премии "Престиж", учреждённой журналом "Поэзия" и Профсоюзом писателей России, публикуются в журналах "Поэзия", "Московский вестник" и газете "Московский литератор", включаются в рейтинг лучших поэтов России, получают право участия в семинарах по приёму в Союз писателей России.

В редакционную коллегию для рассмотрения представляются не более 5 стихотворений, каждое из которых не должно превышать 24 строки. Рукописи не рецензируются и не возвращаются. 

 Приём рукописей осуществляется по адресу: ул. Б. Никитская, д. 50-А5, стр. 1, 2 этаж (ком. 30 и редакция газеты "Московский литератор"). Справки по тел.: 291-01-34 (с 15.00 до 18.00), 291-60-22.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru